Дирижер Георгий Клементьев
В то время, как все другие дети советской страны мечтали стать космонавтами, один странный мальчик видел себя за дирижерским пультом.
Г. Клементьев:— Я помню, что с самого начала очень любил музыку. И когда мама оставляла меня дома одного, я любил стоять на подоконнике, приникнув к большому кругу черному — это был приемник всесоюзного радио. Я слушал музыку, и помню, что любил подпевать мелодиям симфонического оркестра.
Хотя ничего странного в пристрастии Георгия Клементьева к музыке, пожалуй, нет — с голосом крови ничего не поделаешь: его дед Лев Клементьев был знаменитым оперным тенором, певшим в том числе и на сцене Большого театра.
Г. Клементьев: — Когда я представляю, что Чайковский работал с моим дедом над партией Водемона, у меня мороз по коже…
Голос деда Георгий Клементьев слышал только на пластинке: певец умер в 1910 -м году прямо на сцене от острого аппендицита. Его могилу внук отыскал в Александро-Невской лавре рядом с могилами Радищева, Ломоносова, Чайковского…
Г. Клементьев: — Я никогда не видел могилу Чайковского, потрясающая совершенно могила! Я меня были две розы, я не мог не положить — я положил. Потом когда подошли к могиле деда, я побежал в надвратную церковь и купил еще 2 розы. И вот возвращаюсь, кладу эти две розы на меня что-то такое нахлынуло, неуправляемая какая-то эмоциональная стихия, слезы градом. У меня было полное ощущение, что мы встретились.
Сегодня Георгий Евгеньевич стоит за пультом дирижера в том же самом месте, где почти 100 лет назад выступал его знаменитый дед, приехав на гастроли в самарский «Цирк «Олимп». С такой родословной быть средним музыкантом было бы просто непростительно. Георгий Клементьев — из тех дирижеров, для кого выходить к оркестру — не работа, а миссия. Он мог бы уехать в Москву: там его семья — жена-скрипачка и двое дочерей, одна из которых талантливая оперная певица. Но в Самаре — его оркестр, музыка, публика, большей частью юная, потому что уже не один год Клементьев руководит программами детских абонементов филармонии. И для него это очень взрослое дело.
Г. Клементьев — Работа с детьми не сразу стала моим главным жизненным заданием в дирижировании. Но так сложилась судьба в Самаре, что мне были определены такие рамки. Сначала они показались мне тесными. Передо мной встал вопрос «Что делать?». Потому что когда я начинал, у нас было два абонемента (сейчас их шесть) и уровень посещаемости был очень невысок. В зале было столько же, сколько и на сцене.
Сегодня концерты детских абонементов проходят при аншлагах. Здесь не боятся говорить с детьми о серьезных вещах, и зал это ценит.
Первого декабря минувшего года Георгий Клементьев получил звание заслуженного артиста России. Лев Михайлович, на которого так похож его внук, наверняка, остался бы доволен.
Из материалов газеты www.sam.ru