В этом году исполнилось 30 лет с момента открытия нового здания самарской филармонии. 27 из них здесь работает Михаил Щербаков, художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра, народный артист РФ. Он рассказал «СГ» о наиболее интересных концертах прошедшего и будущего сезонов, а также раскрыл некоторые секреты дирижерского искусства.
На языке музыки
— Когда музыканты работают под твоим руководством долгие годы, с ними легче найти общий язык, они лучше понимают дирижера, у оркестра выстраивается единый творческий стиль. И это по достоинству может оценить публика. Приятно, что оба концертных абонемента с участием нашего симфонического оркестра раскупаются быстро.
Мы стараемся, чтобы на каждом концерте слушатели не только прикоснулись к классическим шедеврам, но и прониклись исполнением, которое насыщено нашими чувствами, переживаниями, мыслями. Язык музыки абстрактен, однако, несмотря на это, я вижу понимание в глазах людей, сопереживание на их лицах и благодарность за то, что мы вкладываем в работу силы своей души. В каждом выступлении стараемся передать нашим слушателям переживания и мысли, которые посвящены самым животрепещущим вопросам человеческого бытия.
«России есть чем гордиться»
— Абонементы составляются очень тщательно. Мы обдумываем кандидатуру каждого приглашенного солиста, каждую программу. Не забываем и о юбилеях наших композиторов. России есть чем гордиться. В прошедшем сезоне мы отпраздновали 110-летие со дня первого исполнения Симфонии № 2 Сергея Рахманинова. В программу входила также рапсодия на тему Паганини, которую исполнил молодой солист Мирослав Култышев.
Хочется отметить концерт прошедшего сезона, в котором приняла участие уроженка Самары, лауреат премии «Грэмми» 2010 года Екатерина Лехина. Она теперь солистка Большого театра, выступает на многих сценических площадках мира. Тем не менее наше творческое сотрудничество не останавливается.
Кроме того, у нас давал концерт с оркестром замечательный баритон, обладатель Гран-при XV Международного конкурса имени Чайковского Ганбаатар Ариунбаатар (Монголия).
Талантливый органист и композитор из Франции Тьерри Эскеша привез нам премьеру — Концерт № 1 для органа с оркестром собственного сочинения. А выдающийся пианист Вадим Руденко играл с оркестром концерт Грига в программе, созданной по творчеству этого норвежского композитора. В концерте, посвященном Бетховену, солировал изысканный скрипач, заслуженный артист Р Ф Алексей Лундин — первый скрипач оркестра «Виртуозы Москвы». Оркестр исполнил Седьмую симфонию великого композитора.
Кроме того, каждый год мы приглашаем моих коллег — известных дирижеров оркестров. Таких как Владимир Понькин, Димитрис Ботинис, Валентин Урюпин, Мурад Аннамамедов.
Нельзя пройти мимо замечательного исполнения двойного концерта Брамса Сергеем Ролдугиным и Павлом Милюковым. Оркестр же играл в этот вечер непростую, особенно в плане художественного исполнения, Девятую симфонию Франца Шуберта, которая называется «Большой симфонией». По сравнению с Восьмой («Неоконченной»), абсолютно гениальной, Девятая представляется более традиционной. Поэтому всегда встает вопрос, как ее исполнить, чтобы она звучала ярко, интересно и содержательно. Думаю, нам это удалось. Музыканты говорили мне: «На репетициях нам казалось, что симфония не пойдет. А на концерте она вдруг раскрылась». Это самое главное. Симфоническое исполнительство отличается от индивидуального. Солист-инструменталист должен и в своей домашней работе достигать максимального результата. С оркестром это не проходит. Если я из музыкантов вытащу все эмоции на репетиции, на концерте ничего не получится. Здесь важна стратегия.
«Нельзя себя только хвалить, но верить в свои силы мы обязаны»— Завершили мы абонемент концертом, посвященным 180-летию открытия Павловского железнодорожного вокзала. Почти два века назад там разворачивались очень важные музыкальные события. В течение 10 лет в российскую столицу приезжал Иоганн Штраус. Император Николай I приглашал его и столько ему платил, что Штраус бросал Вену, Европу и мчался в Россию. Он пропагандировал железнодорожный транспорт, который только-только появлялся. Вся великосветская публика ехала на поезде из Санкт-Петербурга в Павловск, чтобы послушать концерты Иоганна «Страуса», как тогда говорили.
Кроме того, Штраус еще и пропагандировал музыку русских композиторов. Абсолютно осознавая степень своей популярности и любви публики, он вставлял в свои концерты новые произведения российских авторов. У нас в стране все время ощущается нехватка веры в свои силы. Мы оглядываемся на Европу и думаем: «Вот где-то там есть жизнь, а у нас не то». Нам очень не хватает сбалансированного отношения к себе: нельзя себя только хвалить, но верить в свои силы мы обязаны.
Классика над Чемпионатом— Проведение Чемпионата мира в нашей стране — уникальный шанс показать всему миру, чего стоит Россия. Иностранцы, конечно, догадываются, что в Москве и Санкт-Петербурге есть симфонические оркестры. Но они есть и в других городах, например в Самаре.
Меня обрадовало, что нашему коллективу предоставили возможность принять участие в культурной программе фан-зоны на площади Куйбышева. Это пропаганда российской музыкальной культуры и среди иностранных гостей, и среди наших соотечественников, и среди самарцев, которые, возможно, впервые услышали симфонический оркестр. В программе была популярная классика: Чайковский, Глинка, Штраус, Брамс.
К сожалению, нас поставили первыми в череде солистов. И когда мы играли, публика только начинала собираться. Выступление не получилось таким пропагандистским, как нам бы хотелось. Мне кажется, в этом есть просчет.
О будущем сезоне— В следующем сезоне нас тоже ждет много юбилеев. К 180-летию со дня рождения Жоржа Бизе мы исполним программу «По страницам оперы «Кармен» с ведущими солистами российской оперы.
Приедет любимец самарской публики пианист Александр Ардаков, уроженец нашего города, который был солистом Московской филармонии, а сейчас работает в Лондоне. Он будет играть концерт Шумана.
Выступит с оркестром Денис Шаповалов — лауреат первой премии на конкурсе имени Чайковского. В программе вечера: симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» и Концерт № 1 для виолончели с оркестром Шостаковича (к 130-летию со дня премьеры сочинения).
В грандиозном концерте № 2 Иоганнесса Брамса будет солировать выдающийся пианист современности Александр Гиндин. А оркестр исполнит симфоническую поэму «Жизнь героя» Штрауса (к 120-летию со дня премьеры сочинения). Это очень сложная программа.
Для публики, которая хочет отдохнуть, в первом абонементе задумана программа по страницам творчества Жака Оффенбаха. Прозвучат увертюры, арии и дуэты из его оперетт.
Второй абонемент открывается концертом, в котором участвуют дети выдающихся музыкантов России. Сын Александра Рудина — Иван, великолепный пианист, выступит вместе с дочерью Юрия Башмета Ксенией. Они сыграют концерт для двух фортепиано Франсиса Пуленка, который никогда у нас не звучал. Оркестр исполнит Франка и Равеля.
Будет очень приятная программа «Музыкальная Вена»: Моцарт, Бетховен и Штраус.
Кроме того, «Туманный Альбион», которой будет дирижировать английский дирижер Адриан Девис. Концерт «Путешествие из Петербурга в Москву» пройдет под руководством Георгия Клементьева. Программа «Две европейские столицы. Варшава -Будапешт» завершит второй абонемент.
Очень надеемся, что абонементы придутся по душе самарской публике. Безусловно, каждый концерт для меня — как первый и последний бой. Я выхожу, чтобы отдать все силы, которые у меня есть, все свои чувства и эмоции.
Маргарита Петрова
Автор фото: Владимир Пермяков
http://www.sgpress.ru