Народный артист России, народный артист Чеченской Республики, в прошлом – легендарный российский гобоист, главный дирижёр симфонического оркестра Северной Осетии-Алании, ныне – главный дирижёр симфонического оркестра Чеченской Республики, очередной дирижёр оркестра Ростовской государственной филармонии, профессор Ростовской государственной консерватории Валерий Хлебников поделился своими размышлениями о музыке и музыкантах, вкусах и проблемах.Такого Бетховена зал филармонии не слышал давно!
Дирижер Валерий Хлебников выступил со Ставропольским симфоническим оркестром
Народного артиста России дирижёра Валерия Хлебникова посетители филармонических концертов знают давно: несколько лет назад с оркестром филармонии он подготовил программу, в которой прозвучала симфоническая поэма С. Рахманинова «Остров мёртвых». В качестве главного дирижёра симфонического оркестра Республики Северная Осетия-Алания В. Хлебников принимал участие в первом фестивале симфонических оркестров Юга России – крупнейшем событии культурной жизни Ставрополья 2008 - 2009 года.
13 февраля народный артист России, народный артист Чеченской Республики Валерий Хлебников вновь дирижировал симфоническим оркестром краевой филармонии. В первом отделении концерта прозвучали симфония № 25 соль минор В. Моцарта и известнейшая, полная трагических взлётов и героики увертюра Л. Бетховена к трагедии И. Гёте «Эгмонт».
Несмотря на ограниченное количество времени на подготовку программы (всего 3 дня!) и небольшие шероховатости, с уверенностью можно сказать, что такого Бетховена зал филармонии не слышал уже давно! В антракте публика возбуждённо делилась впечатлениями, отмечая новый, отточенный стиль исполнения знакомых классических шедевров, яркость музыкальных образов и тем и, конечно, творческий подъём наших музыкантов.
Второе отделение ознаменовалось премьерой концерта для скрипки с оркестром № 1 С. Прокофьева. С гордостью хочется отметить, что партию солирующей скрипки мастерски исполнила наша землячка из Солнечнодольска – лауреат Международных конкурсов, народная артистка Северной Осетии-Алании, народная артистка Чеченской Республики Нина Якимова.
В свой нынешний приезд прославленный гость, в прошлом – легендарный российский гобоист, главный дирижёр симфонического оркестра Северной Осетии-Алании, ныне – главный дирижёр симфонического оркестра Чеченской Республики, очередной дирижёр оркестра Ростовской государственной филармонии, профессор Ростовской государственной консерватории Валерий Хлебников поделился своими размышлениями о музыке и музыкантах, вкусах и проблемах.
- Каковы впечатления от Ставропольского симфонического, ведь с момента Вашей последней встречи с коллективом прошло несколько лет?
– Впечатления самые положительные, очень порадовала группа струнных смычковых, появились контрабасы, которых не было раньше. Все артисты работают с удовольствием. В своё время я тоже играл в оркестре, мне посчастливилось работать с таким мэтром отечественной дирижёрской школы, как Е. Мравинский. Однажды он сказал: «Нет плохих оркестров, есть плохие дирижёры». Это, действительно, очень верное высказывание, из любого коллектива профессиональный дирижёр может «вытянуть» настоящую музыку, показать его лучшие стороны. Проблема кадров есть везде. И дело не только в небольших зарплатах музыкантов, которые трудятся над разучиванием большого количества произведений «до кровавых мозолей» и во время репетиций, и в своё свободное время. Музыкант – штучная профессия, она для фанатиков, посвятить себя музыке сегодня способен далеко не каждый ученик музыкальной школы и даже не каждый выпускник колледжа. Проблема и в отсутствии высших учебных заведений, которые удерживали бы талантливых инструменталистов в своём регионе, городе.
Хочется сказать отдельное спасибо руководству филармонии, которое находит возможность продолжить традицию приглашения дирижёров для создания новых программ, хотя сегодня это сопряжено с огромными трудностями! Концерты симфонической музыки даже в крупных городах не всегда проходят с аншлагами, и на то есть множество далёких от музыки причин. Работа с приглашёнными дирижёрами такому сложному организму, как симфонический оркестр, необходима как воздух, иначе его ждёт творческий застой, кризис, потеря интереса к коллективу со стороны слушателей.
- Валерий Владимирович, Вы работали с несколькими оркестрами юга России. Как обстоят дела с симфонической музыкой у наших ближайших соседей? Насколько там востребована данная область музыкального искусства?
- В Алании, к сожалению, она востребована очень мало. В Ростове успех концертов симфонической музыки может зависеть от того, кто приедет в качестве солиста или дирижёра, какую программу будет исполнять коллектив и даже от погоды! К счастью, сейчас в Ростовской филармонии великолепный новый главный дирижёр - Александр Поляничко. Он дирижёр Мариинского театра оперы и балета, работал с лучшими коллективами мира. С его появлением у коллектива оркестра связаны большие творческие надежды.
- В данное время Вы являетесь главным дирижёром симфонического оркестра Чеченской Республики. Каковы первые впечатления?
- Прежде всего, надо напомнить о том, что живая симфоническая музыка не звучала в Чечне более 20 лет: война, разруха, но сейчас всё иначе. У меня самые лучшие впечатления от Грозного. Красивый, необыкновенно чистый город. На улицах не встретишь пьяных, курящих. Обращает на себя внимание уважительное отношение к русским. Кстати, во время концертов ведущие говорят на русском языке.
Костяк симфонического оркестра Чеченской Республики составляет коллектив из Алании. Новых музыкантов, приехавших в Грозный, скоро ожидает конкурсное прослушивание. Это ещё одна немаловажная оркестровая практика. Пока мы исполняем всё самое популярное: национальную музыку чеченских композиторов сочетаем с классикой. Например, в одном из концертов звучало сочинение ученика А. Хачатуряна Саида Димаева, а затем «Гроза» А. Вивальди. В зале присутствовал глава республики Рамзан Кадыров. Был настоящий шквал аплодисментов, а это очень воодушевляет, поддерживает, вселяет уверенность в правильности выбранного пути.
- Кто был инициатором воссоздания симфонического оркестра в Грозном?
- Инициатор возрождения симфонического оркестра в Грозном – министр культуры Чеченской Республики Д. Музакаев. «Наличие симфонического оркестра, - говорит Дикалу Абузедович, – это показатель уровня культуры любого региона, города». Республике по-настоящему повезло с министром: сам он – народный артист России, человек, искренне болеющий за культуру, не только за оркестр. Все проблемы, особенности отрасли, слабые места, нужды каждого он знает изнутри. Поэтому на любом уровне может найти нужные убедительные слова, поддержать. Д. Музакаев – мудрый человек, который делает всё возможное и даже невозможное, чтобы культура республики интенсивно развивалась, ведь это залог стабильности и мира не только на Северном Кавказе. Это лучший министр культуры за всю мою жизнь!
На мой взгляд, симфонический оркестр должен постоянно упражняться в исполнении музыки разных стилей, ведь по своей сути данный коллектив универсален: может и должен уметь играть и классический джаз Д. Гершвина, и классику, и барокко, и авангард.
- Валерий Владимирович, есть ли у Вас планы, которые могли бы осуществиться с участием оркестра Ставропольской государственной филармонии?
– С вашим коллективом работать очень приятно, и, хотя есть определённые сложности в наличии голосов инструментов, вполне возможно исполнять произведения современных авторов: симфонии А. Эшпая, произведения Г. Канчели. Можно осуществить проекты с камерным хором филармонии, который, как я слышал, успел прекрасно заявить о себе. «Gloria» А. Вивальди, «Stabat mater» Д. Перголези – прекрасная музыка для любой аудитории. Настоящий праздник! Вообще, я «всеядный», поэтому интересно и возможно всё: от И.-С. Баха и Г. Пёрселла до Э. Денисова!
Вечерний Ставрополь
Комментарии
АнтиХлебников, 13 октября 2013:
Хлебников как дирижер профнепригоден, поздно учиться начал. Да и великое ли дело учиться как дирижер в Ростовской консерватории если бы он учился в Москве или в Питере у Мусина или Рождественского тогда другое дело, а так он только [отредактировано muzkarta] а дирижировать он [отредактировано muzkarta] не умеет. Он не умеет аккомпанировать инструменталистам и певцам и так и не продирижировал ни разу ни одной оперой или опереттой, в которой проявляется истинное мастерство дирижера.