Фото: Петр Кассин
Международный музыкальный фестиваль, который проходит ежегодно на горном курорте Вербье в Швейцарии, этим летом откроется в 25-й раз. Его новым музыкальным руководителем в этом году станет Валерий Гергиев, которого в этом качестве представил на совместной пресс-конференции в Москве основатель фестиваля Мартин Энгстрём.
Швед Мартин Энгстрём основал музыкальный фестиваль в небольшой швейцарской деревушке Вербье в 1994 году. Уже вскоре благодаря своим административным и коммерческим талантам он смог превратить фестиваль в один из самых престижных смотров в области классической музыки. Формула довольно проста и сходна со многими другими летними фестивалями. Во-первых, прекрасное месторасположение, благодаря которому слушатели (и музыканты) могут еще и отдохнуть вдали от урбанистического шума. Во-вторых, летнее время (в этом году, например, фестиваль пройдет с 19 июля по 5 августа), когда «стационарный» сезон на оперных и концертных площадках уже закончился и артисты свободнее в своих гастрольных планах. В-третьих, близость к другим фестивальным центрам летней Европы.
При бюджете в 9,3 млн швейцарских франков (чуть более € 8 млн) фестиваль отличается завидными масштабами и предприимчивостью.
У него есть собственная музыкальная академия и целых два оркестра — Фестивальный оркестр Вербье и Камерный фестивальный оркестр Вербье, которые меняют состав ежегодно: каждое лето после предварительных прослушиваний молодые, еще неизвестные музыканты, которые приезжают из разных уголков планеты, получают возможность стать частью фестиваля. Помимо множества камерных, симфонических, джазовых, народных концертов в Вербье выступают артисты оперы и балета, проводятся лекции, дискуссии, мастер-классы. Но, возможно, главный аттракцион фестиваля — обилие звезд классической музыки, которые выступают и поодиночке, и с оркестрами, а также иногда объединяются друг с другом в непривычных ансамблях. В этом году, например, среди участников фестиваля пианисты Григорий Соколов, Марта Аргерих, Андраш Шифф, Ван Юйцзя, Даниил Трифонов, скрипачи Кристоф Барати, Рено Капюсон, Максим Венгеров, певцы Томас Квастхофф и Татьяна Сержан, виолончелисты Аманда Форсайт, Миша Майский и Янин Янсен.
Однако при всей престижности фестиваля не каждый из музыкантов мечтает участвовать в «крысиных бегах». Именно так отозвался о фестивальных событиях Вербье в 2011 году знаменитый скрипач и дирижер Гидон Кремер. В открытом письме Мартину Энгстрёму музыкант заявил тогда, что заработок и «звездный статус» ценятся в Вербье превыше таланта: «Я больше не могу дышать воздухом, отравленным дешевой сенсационностью и искаженными ценностями. Давайте признаем — просто необходимо как-то решить вопрос с уродливым развитием нашего музыкального мира, где звукам давно предпочли цифры заработков».
Недавно имидж фестиваля подпортило также общественное негодование в адрес двух его бывших музыкальных руководителей. Сначала в сексуальных домогательствах обвинили знаменитого дирижера Джеймса Ливайна, руководившего фестивалем с 2000 по 2009 год. Потом аналогичные обвинения были выдвинуты и против Шарля Дютуа, которому теперь на смену приходит Валерий Гергиев.
Это далеко не единственный контракт дирижера за рубежом. На сегодняшний день худрук и генеральный директор Мариинского театра выступает в мировых столицах, а также сотрудничает с Мюнхенским филармоническим оркестром в качестве главного дирижера.
Мюнхенский контракт Валерия Гергиева вызвал критику в прессе и протесты со стороны местного лидера фракции зеленых Флориана Рота, который заявлял, что политические взгляды Гергиева контрастируют с либерально-демократическими ценностями, которым следует баварская столица.
Напомним, в 2014 году дирижер выступил в поддержку присоединения Крыма, а в 2016-м совместно с оркестром Мариинского театра выступил в сирийской Пальмире перед войсками России и Сирии. Однако, несмотря на политические разногласия, контракт дирижера с Мюнхенской филармонией продлен до 2025 года.
Тему политических конфликтов и русофобии Гергиев поддержал и на сегодняшней конференции. Дирижер отметил новую книгу австрийского журналиста Ханнеса Хофбауэра «Россия: образ врага. История одной демонизации», в которой автор прослеживает феномен русофобии вплоть до XV столетия, исследуя его экономические и геополитические истоки.
«Я уверен, что размышления Хофбауэра о судьбах мира и Европы и о том, что предстоит испытать в ближайшие годы, вызовут большой интерес у российских читателей», — в свою очередь, подчеркнул Гергиев, предположив, что и для иностранной публики книга будет «небезынтересным экскурсом в нашу историю». «Я считаю, что сейчас мир трудно предсказуем как никогда», — подытожил дирижер.
Инна Морозова
Человек-оркестр
Творческий путь Валерия Гергиева— в фотогалерее «Ъ"Смотреть
Источник:
www.kommersant.ru