Дмитрий Рогов: между высокой кухней и высокой музыкой есть очень четкие параллели

Добавлено 22 декабря 2017 dvr

Филармония Якутии, Ансамбль солистов «Камерата Якутск»

Концерты ансамбля Филармонии Якутии Camerata Yakutsk были всегда особенным событием в музыкальной жизни Якутска и были чем-то большим, чем просто музицированием, а руководитель коллектива Дмитрий Рогов всегда подходил к программам концептуально — начиная от дизайна афиши и заканчивая особенно тщательным отбором произведений.

Но вот уже почти два года единственный коллектив, который исполняет камерную музыку, не выходит на сцену (последний концерт состоялся в январе 2016). Можно ли считать этот новый концерт «Музыка для гурманов» полноценным возвращением или разовой программой? Какие изменения претерпел состав коллектива, и как обстоят дела сейчас с камерной музыкой в нашем городе — рассказывает Дмитрий Рогов.

Дмитрий Рогов

После долгого перерыва «Камерата» представила довольно большую программу. Что вы выбрали для концерта — «возвращения» и каким составом сейчас выступает коллектив?

Действительно, программа оказалась очень большой, концерт длился почти два часа. При подборе произведений для концерта я исходил из того, что, во-первых, мы не выступали уже довольно давно и слушатели уже подзабыли о нас, поэтому надо был включить в программу уже играные произведения, уже знакомые слушателям; и во-вторых, следуя нашей традиции, мы хотели исполнить премьеры. Таким образом, в программе оказались камерная симфония Бенджамена Бриттена и фортепианный секстет с солирующей трубой Камиля Сен-Санса, которые раннее мы уже исполняли другим составом. Сейчас в ансамбле стало больше молодых музыкантов. Если говорить о новых произведениях — фортепианном квинтете Йозефа Лабора и Двух танцах для арфы и струнных Клода Дебюсси, — то они как раз и стали премьерами, в Якутске их никто никогда не исполнял. Квинтет Лабора, возможно, стал и российской премьерой, во всяком случае, я не слышал об исполнениях этого произведения в России. Этот квинтет очень специфический — там довольно много сольной игры для виолончели, скрипки и даже для контрабаса, что встречается крайне редко. В этой музыке автор применил очень много интересных композиторских находок, необычно построил форму отдельных частей. Сам композитор был органистом и это заметно: его музыка по-настоящему полифонична.
Могу сказать также, что играть квинтет довольно неудобно всем музыкантам, поскольку чувствуется, что автор сочинял музыку внутри, головой, а не руками, в противоположность другим композиторам, которые сочиняют, находясь за инструментом.
Кстати, это произведение стало еще и определенной проверкой для нового состава. Например, у виолончелистки Саргыланы Степановой там была довольно сложная и протяжённая сольная партия, и она отлично справилась с этой задачей. И, разумеется, я не могу не отметить нашу первую скрипку Ульяну Голикову. Помимо того, что практически в любом камерном произведении, написанном для такого состава исполнителей как у нас, первая скрипка всегда и безоговорочно играет главную роль, Ульяна является и психологической доминантой в ансамбле, помогает создавать правильный творческий вектор. Ну и без великолепной, блестящей пианистки Ольги Гаврильевой этот проект вообще бы не состоялся. Она замечательный человек и тонкий музыкант, а в ансамбле рояль под её пальцами является тем фундаментом, который сводит воедино и фокусирует все наши энергетические потоки на сцене.

Относительно второго премьерного произведения — Танцев для арфы Клода Дебюсси, — оно бесспорно является шедевром в этом жанре, потрясающе красивое, но вместе с тем это, пожалуй, одно из самых сложных произведений для арфы вообще. И именно благодаря нашей арфистке Наталье Соломоновой, произведение прозвучало просто великолепно, она прекрасный музыкант, большая умница и очень ответственный человек. Наташа очень ярко исполнила эту пьесу, а мы постарались создать необходимую ауру для её прекрасной арфы. Изначально «Два танца» были написаны для хроматической арфы, где в два раза больше струн, в сравнении с ее современным педальным собратом, что накладывает серьезные технические трудности на исполнение этого произведения, с чем Наташа блестяще справилась.

Как вы считаете, насколько камерная музыка востребована? И в чем ее изюминка?

Я перед концертом был на радио НВК в программе у ведущей Светланы Вешняковой, и разумеется мы говорили о музыке. В нашем разговоре Светлана высказала свою мысль о том, что возможно для привлечения публики нужно делать больше «шоу» и привела в пример прошлогодний концерт пианистки Натальи Посновой, исполнявшей в собственной обработке на фортепиано музыку группы Queen. Однако мне пришлось ей возразить и отметить, что репертуар «Камераты» составляет совсем другая музыка.
Камерное музицирование в корне противоположно самой идее шоу. Конечно, камерная музыка является одним из основных жанров классической музыки, наряду с оперой и симфонической музыкой. Но это самый сложный и изысканный жанр, это как бы творческая лаборатория любого композитора. Реализовать крупный музыкальный замысел будучи лишённым огромной палитры оркестровых инструментов — задача не из лёгких!
Тут нужно очень тонко чувствовать природу инструментов и нужно написать таким образом, чтобы музыканты смогли раскрыть всю красоту партитуры, используя все возможности своих инструментов. Эта изысканность и богатство тембров внутри группы родственных инструментов, энергетическая концентрация находящихся на одной волне и дышащих вместе нескольких музыкантов, возможно, и есть та самая «изюминка», о которой ты говоришь. Исполнение камерной музыки, — если это действительно откровенное исполнение, всегда привлекает и приковывает слушателей своей непосредственностью, энергетикой и образностью, что даёт возможность зрителю часто переосмыслить свой слушательский опыт и часто таит в себе интереснейшие открытия. Эти вещи и делают всех слушателей, пришедших на концерт камерной музыки, настоящими гурманами, тонкими ценителями. Ну, а мы и дальше будем потчевать наших любимых слушателей музыкальными «вкусняшками».

Напрашивается резонный вопрос: почему же тогда «Камерата» не вступала два года?

Причины две. Во-первых, изменения происходили в самой Филармонии как административного, так и организационного характера, и они затронули и наш коллектив. А вторая заключается в том, что, как я уже говорил, у нас сменился состав — появился новый альтист Антон Максимов, новая вторая скрипка Настя Родионова и виолончель — Саргылана Степанова. Да и ситуация чисто финансового характера за последнее время изменилась не в лучшую сторону. Мне пришлось потратить год на поиски спонсоров, но, к сожалению, у меня ничего из этого не вышло. Ещё полгода я потратил на поиски новой формы нашего существования внутри филармонии и преодоление административных барьеров в организации репетиционного процесса, но в итоге удалось прийти к некоему консенсусу. И поэтому теперь мы снова имеем возможность выступать и радовать нашего зрителя.

То есть Камерата полноценно вернулась. Уже запланировано следующее выступление?

У нас запланировано три программы на этот сезон. И во многом от того, как мы справимся с этой задачей, будет зависеть будущее коллектива. Следующий наш концерт состоится 4 апреля, и он пройдёт в здании Римско-католической церкви. Надеюсь, что половину наших программ мы будем играть именно в этом зале. Почему там? Во-первых, поскольку там лучшая акустика в городе, а для небольшого состава акустика имеет фундаментальное значение. Конечно, есть определенные ограничения — мы не сможем там исполнять произведения с роялем. А во-вторых, мы нашли огромную поддержку со стороны настоятеля якутской Римско-католической церкви отца Мариана. Он потрясающе интересный человек, большой любитель и ценитель музыки и вообще человек щедрой души, готовый на различные эксперименты как в музыке, так и в пространстве для её исполнения. Программа следующего концерта уже придумана и она абсолютно уникальна.

День 4 апреля находится между двумя праздниками Пасхи — католической и православной. Это время Страстной седмицы, поэтому программа будет «тихой», и ее целью станет погрузить слушателя в себя и создать необходимую атмосферу для того, чтобы он смог на протяжении всего концерта остаться с собой наедине, подумать о чем-то глубоко личном, сокровенном. Хочется соединить божественное и земное, постараться не нагружать слушателя, а наоборот обратить его взгляд внутрь.

Хочу заметить, что раньше «Камерата» подходила очень концептуально к каждой программе. Делали ролики, необычные афиши. Традиция продолжится?

Ролик мы сделали и в этот раз. А вот, к примеру, экранов с проекцией на концерте уже не было. Мы сделали все более минималистично. Это коснулось и состава музыкантов. Раньше у нас все же был больший состав. Но концептуальность, конечно же, обязательно будет и в будущем. Реализовывать только её стало сложнее, поскольку финансово мы тоже стали «скромнее». Раньше мы заказывали афиши у художников, делали более развернутые клипы. Сейчас такой возможности у нас нет. А что касается это последней программы «Музыка для гурманов» — мы созрели, чтобы сделать это название официальным слоганом «Камераты».
Могу сказать, что между высокой кухней и высокой музыкой есть очень четкие параллели, они очевидны: и то и другое рождает бурю эмоций, готовка блюда связана с очищением, релаксацией и мыслительным процессом — ты подбираешь ингредиенты, обдумываешь. И подготовка музыкального произведения на это очень похожа, там есть и медитация и рефлексия.

Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

yakutia.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору