Дирижер Дмитрий Руссу: «Быть человеку связанным с культурой, или нет — очевидно, это вытекает из контекста той среды, в которой человек существует…»
Сегодня в России отмечается День работника культуры. В более широком смысле под работниками культуры подразумеваются люди творческих профессий, деятели искусства, а также хранители и популяризаторы культурного наследия. Редакция нашего портала решила не оставаться в стороне от этой знаменательной даты и пообщаться с одним из ярких представителей культурной сферы нашего региона. Лауреат Всероссийского конкурса дирижёров им. И. А. Мусина, дирижёр Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» Дмитрий Руссу с радостью ответил на наши вопросы.
— Дмитрий Павлович, почему Вы решили связать свою жизнь с музыкой?— Решил не я. Когда в раннем детстве у меня обнаружился абсолютный слух, родители решили отдать меня в Хоровое училище имени Глинки. Это не совсем обычное музыкальное учебное заведение, там учатся только мальчики от 6 лет. Музыкальное образование идёт параллельно с общим. Когда обучение заканчивается, в 17 лет у каждого выпускника происходит самоопределение — большая часть поступает дальше в консерваторию на дирижёрско-хоровое отделение, многие — на вокальное, фортепианное или композиторское. Что касается специальности дирижёра симфонического оркестра — чаще всего это следующий этап, то есть второе высшее образование. Так было и у меня.
-Свое первое музыкальное произведение, исполненное вместе с оркестром, помните?-Да, конечно. Во время учёбы в консерватории мы проходили практику с симфоническим оркестром, с ним же сдавали промежуточные экзамены. Это и были первые опыты.
-Трудно ли молодому человеку руководить оркестром и насколько сложным и трудным был Ваш творческий путь? -Мне очень помог тот факт, что во время учёбы я начал регулярно посещать репетиции симфонического оркестра Петербургской филармонии, благо это не воспрещалось. Меня как магнитом тянуло туда. Разумеется, я ходил и на концерты. Помните, как у Пушкина в «Арапе Петра Великого»: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Так я старался следовать за мыслями и действиями выдающегося музыканта, главного дирижёра академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александра Сергеевича Дмитриева, который, увидев мой интерес к работе оркестра и будучи профессором консерватории, взял меня в свой класс. Общаясь с ним и наблюдая за его работой, я понял, что главное в работе дирижёра, помимо профессиональных знаний и умений — это способность создать творческую атмосферу на репетиции. А это возможно только в том случае, если отношения между руководителем и оркестрантами основаны на глубоком взаимном уважении. Я стараюсь придерживаться этой модели поведения и сейчас в своей работе с Ульяновским симфоническим оркестром.
-Ваша супруга также является человеком из культурной среды, дочка пойдет по стопам родителей? Или, на Ваш взгляд, каждый человек сам вправе решать, связывать свою жизнь с культурой или нет? -Что касается дочери, то могу искренне сказать, что пока (ей 5 лет) ярких способностей к музыке мы в ней не наблюдаем, хотя она любит слушать музыку: в прошлом году она даже выдержала два отделения моего вечернего концерта в Ленинском мемориале. Зато она очень любит рисовать. Так что недавно мы привели её в художественный кружок. Что касается второй части Вашего вопроса — не могу согласиться, ведь основы культуры (в широком смысле, включая и бытовую культуру) закладываются в семье. Ну, а что касается выбора профессии — быть человеку связанным с культурой, или нет — очевидно, это вытекает из контекста той среды, в которой человек существует и, разумеется, природных склонностей тоже. Так что во взрослом возрасте каждый способен сам принять это решение.
-Вы продолжаете двигать культуру в массы, принимая участие в различных концертах, как в Ульяновске, так и за его пределами. На протяжении последних лет Вы выступаете в проекте «Река талантов» вместе с начинающими артистами. Расскажите о нем, что дают эти концерты юным дарованиям?-Да, Вы правы — в качестве приглашённого дирижёра я участвую в нескольких проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, таких, например, как «Река талантов», «Музыка звёзд», «Музыкальная сборная России», а также Московской филармонии — «Звёзды XXI века». Эти проекты направлены на развитие академической музыки в нашей стране и за рубежом, а также на поддержку одарённых молодых солистов. В проекте «Музыка звёзд» участвуют уже опытные музыканты, лауреаты международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. Недавно я участвовал как раз в таком проекте вместе с выдающимися солистами — виолончелистом Александром Раммом и пианистом Сергеем Редькиным в Кисловодске. Мы будем вести переговоры с Петербургским Домом музыки, чтобы в Ульяновске проходили и другие проекты, помимо «Реки талантов». Хочется, чтобы ульяновская публика могла услышать целый ряд выдающихся молодых звёзд, которые сегодня выступают в лучших залах мира.
-Сегодня в России отмечается День работника культуры, что для Вас значит этот праздник?-Любой праздник — это повод лишний раз поздравить коллег, пожелать им успехов и новых творческих достижений.
-Как Вы оцениваете культурную жизнь и уровень культуры в Ульяновской области?-Культурная жизнь в Ульяновске достаточно насыщенна и направлена на удовлетворение потребностей разных слоёв населения. Много хорошего делается для детей. Культурную жизнь развивают и создают учреждения культуры, но что касается бытовой культуры — многое зависит от самих жителей. Досадно, когда мы видим неубранный мусор, разбросанные окурки. Я бы так обозначил девиз бытовой культуры: «Начни с себя».
—
Гастролируя по другим городам, смогли бы Вы сравнить культуру нашего региона и, например (любого другого города)?-Вы знаете, везде есть свои плюсы и минусы. Я не очень люблю сравнивать города, ведь у каждого есть своё лицо. Могу сказать по правде, что, поскольку я петербуржец, невольно сравниваю любой город России (и не только России, но и за границей) с родным городом на Неве.
— Работники культуры всегда считались элитой общества, но при всем при том их труды щедро никогда не поощрялись. На Ваш взгляд, почему так происходит в нашей стране?— Это один из актуальнейших вопросов, который меня на самом деле сильно волнует. А разве щедро поощряются работники дошкольных учреждений, учителя школ, врачи? На них ведь лежит колоссальная ответственность за здоровье и жизнь наших детей. Если говорить в рамках моей деятельности, то моя позиция как руководителя такова: постараться сделать всё возможное для того, чтобы профессия музыканта, артиста симфонического оркестра вошла в разряд престижных. Это одна из наиболее сложных профессий, включающая, помимо солидного образования, огромную физическую и эмоциональную нагрузку. Наш симфонический оркестр в последние годы работает очень интенсивно. Меня радует, что Губернатор С. И. Морозов внимательно и с пониманием относится к коллективу, и оказывает ему поддержку. Не в каждом регионе встретишь такое отношение со стороны местных властей. Хочется выразить надежду, что это продолжится и в дальнейшем.
— И напоследок, хотелось бы услышать от Вас поздравление с праздником для работников культуры.-Мне очень приятно поздравить всех работников культуры Ульяновской области с этим профессиональным праздником. Хочу пожелать дорогим коллегам, прежде всего здоровья, воплощения всего задуманного, больших творческих успехов. От нас во многом зависит, какую музыку будут слушать наши дети, какие книги они будут читать, какие фильмы смотреть. По всем направлениям в Ульяновской области проходят значимые мероприятия, фестивали, направленные, помимо прочего, на формирование вкусов и приоритетов подрастающего поколения. Мы со своей стороны стараемся держать высокую профессиональную планку во всём, что мы делаем.
Фото предоставлено Дмитрием Руссу
ul.kultmedia.ru