Достойный финал

Добавлено 24 ноября 2012 muzkarta

Шорена Цинцабадзе (фортепиано), Орловская филармония

19 ноября в Зале ОГАТ имени Тургенева прошел заключительный концерт юбилейного, X-го Фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень». В исполнении Орловского губернаторского симфонического оркестра под управлением его руководителя Василия Шкапцова прозвучали два замечательных, объемных и сложных сочинения – Симфония № 9 Антонина Дворжака «Из Нового Света» и Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Солистом в рахманиновском концерте выступила молодая, но уже известная не только в России, но и за океаном московская пианистка Шорена Цинцабадзе.

Девятая симфония e-moll – последняя симфония А. Дворжака. Она была написана в 1893 году. Работавший в Америке в 1892–1895 годах Дворжак живо интересовался негритянской и индейской музыкой. Он писал:


«Я убежден, что будущее музыки этой страны должно искать в том, что зовётся негритянскими мелодиями. Они могут стать основой для серьёзной и самобытной композиционной школы Соединённых Штатов…».

Симфония была заказана Нью-Йоркским филармоническим оркестром и исполнена им впервые 16 декабря 1893 года в Карнеги-холл. Публика встретила новое сочинение с огромным восторгом, композитору приходилось после каждой части вставать и кланяться. Днём ранее (15 декабря) в «Нью-Йорк Геральд» была опубликована статья Дворжака, где он разъяснял, какое место занимает индейская музыка в его симфонии:


«Я не использовал напрямую никаких [индейских] мелодий. Я просто создал свои темы, основываясь на особенностях индейской музыки, и, используя эти темы как исходный материал, развил их всеми силами современных ритмов, контрапункта и оркестровки».

Он также писал, что третья часть – скерцо – «написана под впечатлением от сцены пира в «Песни о Гайавате», где индейцы танцуют». В газетном интервью 1893 года он также писал:

«Я обнаружил, что музыка негров и индейцев почти совсем одинакова…», «…музыка этих двух рас породила замечательное сходство с музыкой Шотландии».

Большинство исследователей сходятся на том, что композитор имеет в виду пентатонику, типичную для музыкальных традиций всех этих народов.

Исполнение Орловским губернаторским Девятой симфонии Дворжака было убедительным, стилистически верным, динамически разнообразным и эмоциональным. Отрадно констатировать тот факт, что многочисленные сольные эпизоды (в частности, у духовых инструментов) были исполнены технично, интонационно чисто и музыкально. Во многом это – заслуга приглашенных музыкантов из Курска, Брянска и Белгорода, усиливших и украсивших наш оркестр в этом концерте.

Третий фортепианный концерт был написан С.В. Рахманиновым в зрелый период его творчества. В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт (посвятив его своему врачу – Н.В. Далю), создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса. Вскоре музыкант принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 г. на свет появляется Концерт для фортепиано с оркестром № 3 d-moll, ор. 30, поистине гениальное сочинение, очарование и глубина которого нисколько не угасли со временем.

Тандем оркестра и солистки – Шорены Цинцабадзе, – можно с основанием назвать чрезвычайно удачным. Сложнейшая партия фортепиано была интерпретирована московской пианисткой ярко, вдохновенно, и, вместе с тем – искренне, просто. Ей удалось очаровать публику не только виртуозной техникой, тонкой и чувственной фразировкой, но и прекрасным, «собранным» звуком, наполненным воздухом и объемом. Хочется упомянуть о том, что очередная и ожидаемая встреча с талантливой пианисткой у орловских меломанов состоится в ноябре 2013 года, когда Шорена Цинцабадзе приедет к нам в гости с сольным концертом.
Отдельные слова благодарности, безусловно, заслуживает дирижер концерта – Василий Шкапцов, проведший оба отделения концерта в высшей степени профессионально, точно и тонко. Оркестр звучал на редкость компактно, стройно, его динамическая палитра была чрезвычайно разнообразна, что в целом позволило слушателям не думать о значительных трудностях выбранных произведений, а свободно погрузиться в волшебный мир музыки.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору