Драгоценности от «Musica viva»

Добавлено 29 марта 2013 muzkarta

Московский камерный оркестр «Musica Viva», Александр Рудин (виолончель, дирижер)

Московская премьера «Оберона» Карла Марии фон Вебера стала событием, собрав молодых звезд оперного Олимпа.

Исполнение этой сказочной оперы в российской столице состоялось спустя 187 лет после ее премьеры в Ковент-Гарден. Трудно поверить, что партитуру завершал уже смертельно больной композитор: мелодии обворожительны и увлекают бодрой витальностью. Да и сюжет воспевает любовь и жизнь. Завязка весьма запутанного либретто со множеством фантастических поворотов такова: король эльфов Оберон ссорится с супругой Титанией и клянется, что увидится с ней только тогда, когда двое влюбленных выдержат все испытания и останутся верны друг другу. Влюбленные — это французский рыцарь Гюйон Бордосский и дочь багдадского калифа Гаруна аль Рашида — Реция. Все, разумеется, оканчивается хэппи-эндом. История во многом напоминает «Волшебную флейту» Моцарта. Здесь тоже есть свой магический инструмент — рог Оберона, зачаровывающий врагов.

Александр Рудин, замечательный виолончелист и глава оркестра «Musica viva», уже не в первый раз берется за «реабилитацию» забытых или вовсе неизвестных в России шедевров. Данный проект получился особенно успешным — и в плане идеальной игры оркестра, и в метком кастинге певцов. Кажется, звезды действительно сошлись в этот вечер над Концертным залом имени Чайковского, и эльфийское волшебство Оберона вселило во всех участников вдохновение и кураж.

По жанру веберовская опера — зингшпиль с развернутыми разговорными диалогами. Их содержание кратко пересказал артист-мхатовец Борис Плотников, призванный на роль чтеца-сказочника. Купюры отдельных второстепенных номеров позволили сделать действие более компактным и сосредоточить внимание на роскошных голосах приглашенных певцов, готовых к вокальным хитростям Вебера. Солистка Большого театра Белоруссии Анастасия Москвина (Реция) известна московской публике по участию в спектаклях нашего Большого театра (Розалинда в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса). Ее сильный, подвижный голос уверенно справлялся с заковыристыми арпеджио и сладостно разливался в кантилене в духе итальянского бельканто. Горестная каватина в третьем действии, когда Реция оказывается пленницей в гареме эмира Туниса, тронула не одно сердце — так горько героиня Москвиной страдала по своему рыцарю.

Партия Гюйона — сложнейшая в теноровом репертуаре начала XIX столетия. Солист Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко Артем Сафронов не посрамил честь мундира, представ во всем великолепии брутального героя. Ну а поначалу легкая неточность интонации компенсировалась уверенными и красивыми верхушками и объемностью звучания. Второй тенор, солист ансамбля «Мадригал» Тигран Матинян с первых нот продемонстрировал понимание сути немецкого оперного стиля эпохи раннего романтизма. Обладая рафинированным светлым тембром и отлично владея немецким языком, он представил Оберона в сдержанном ключе. Его король эльфов появлялся как видение в самые ключевые моменты драмы и помогал героям воссоединиться друг с другом.

Фатиму, служанку Реции, спела Алиса Колосова, чья карьера — пример того, как наши молодые артисты, минуя отечественные вузы, отправляются на Запад, где получают признание и статусные роли. В свои 25 лет Алиса уже солистка Венской Оперы, в апреле дебютирует в партии Ольги в звездном «Евгении Онегине» с Нетребко, Хворостовским, Корчаком. Колосова — сложившаяся певица с яркой индивидуальностью, и слушать ее бархатистое породистое меццо оказалось большим удовольствием.

Упомянем второстепенных по сюжету, но отнюдь не по качеству исполнения, героев сказки: серебристое сопрано Лилию Гайсину — Русалку, лукавое меццо Юлию Мазурову — Пака, наконец, единственного немецкого участника проекта — бравого баритона Кристиана Иммлера (Шеразмин, оруженосец Гюйона). Духов и всякую прочую волшебную нечисть художественно изобразил молодежный вокальный ансамбль INTRADA.

Евгения КРИВИЦКАЯ
portal-kultura.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору