Два концерта в рамках абонемента «Симфонические вечера»

Добавлено 07 апреля 2015 muzkarta

Александр Сладковский (дирижер), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Пермская филармония, Большой зал Пермской филармонии

9 и 10 апреля Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского в Концертном зале Пермской филармонии даст два концерта в рамках абонемента «Симфонические вечера».

В первый вечер прозвучат симфонические и оперные фрагменты музыки Р. Вагнера, Г. Доницетти, В. Беллини, К. Сен-Санса, а так же Увертюра из оперетты Ф. Зуппе («Легкая кавалерия»), болеро Л. Делиба («Красавицы Кадикса»), вальс Л. Ардити «Поцелуй» и другие номера, знакомые широкой публике по концертным гала Анны Нетребко (солистка — Дарья Зыкова).

Во второй вечер пермской публике в исполнении ГСО РТ будет представлена Девятая симфония Густава Малера. Визиты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан в «Уральский Зальцбург», как сейчас именуют город Пермь, стали доброй традицией, которая, в свою очередь, является свидетельством непрекращающейся с XIX века исторической связи между волжской и камской культурными столицами: Казанью и Пермью. — Известно, что знаменитый оперный импресарио П. Д. Медведев, который в 1870-80-е гг. организовал гастрольную серию антреприз под названием «Казанско-Саратовская ось», иногда «выскакивал» за границы им же придуманного средневолжского маршрута, достигая непосредственно камских «берегов».

Представляемые в Перми программы ГСО РТ завершают серию весенних выездных концертов казанского коллектива по городам России. Начавшись на сцене Концертного зала «Мариинский -3» произведениями А. Дворжака (Восьмая симфония и Концерт для виолончели с оркестром), весенние гастроли главного оркестра Республики Татарстан продолжилась исполнением, в частности, Четвертой симфонии Чайковского на сцене Концертного зала Чайковского (Москва), а через день — в Тамбове. Там знаменитая «Симфония с фатумом» была сыграна ГСО РТ 1 апреля на сцене Драматического театра в рамках XXXIV Международного Рахманиновского фестиваля, — сыграна накануне Дня рождения выдающегося русского композитора и пианиста С. В. Рахманинова. (Сам о себе Рахманинов мыслил несколько иначе, даже сгоряча сообщил однажды: «на 85 процентов я — пианист, на 10 — композитор, пусть же на оставшиеся 5 процентов мне позволено будет остаться человеком!»)

Выступая в абонементе «Симфоническое вечера» на сцене Пермского филармонического зала, ГСО РТ прекрасно сознает ту миссию, которой современная пермская музыкальная культура отвечает делу своего родоначальника, пермяка по происхождению — Сергея Дягилева. —

Предлагаемая вниманию пермских слушателей во втором концерте ГСО РТ Девятая симфония Малера является первой попыткой прикосновения «татарских симфоников» к данному произведению. Для музыкантов ГСО РТ и их руководителя Александра Сладковского это значимо не только фактом приобщенности к корпусу великих симфонических партитур и не только возможностью неповторимой интерпретации, в частности, мистического номера симфонии: как известно, в жизни многих композиторов, начиная с Бетховена и продолжая Брукнером, симфонии под номером «9» становились последними. —

Обращение ГСО РТ и его руководителя Александра Сладковского к тексту, который самим автором мыслился «прощальным», значимо и бесконечно ценно еще и живучестью той традиции, которой наделил татарский оркестр его первый руководитель и главный дирижер — Натан Рахлин. В годы рахлинского руководства (1966–1979) «татарскими симфониками» были сыграны Первая, Пятая и Шестая симфонии Малера. При энциклопедически необъятной репертуарной коллекции, которой Рахлин и его казанский коллектив по праву гордятся («Все симфонии Бетховена», «Все симфонии Скрябина», почти все симфонии Чайковского — без Второй и Третьей, но включая «Манфреда», симфонические увертюры вроде «Францески да Римини» и музыку к драме Островского «Снегурочка»),корпус симфоний Малера, увы. на был освоен полностью.

Следуя тому же, что и у Рахлина, коллекционерскому чувству, Александр Сладковский начинает «достраивать» этот репертуарный «этаж» и впервые представляет на суд пермской публики Девятую симфонию Малера. — Произведение, о котором великий нововенец Альбан Берг написал: " Как-то я вновь проиграл Девятую Малера: первая часть — лучшее, что написал Малер. Это — выражение неслыханной любви к земле, страстное желание жить на ней в мире, еще и еще раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой — пока не придет смерть. Ибо она неудержимо приближается»*.

*Премьера симфонии состоялась уже после смерти композитора, 26 июня 1912 года в Вене под управлением ученика и страстного пропа­гандиста творчества своего великого учителя Бруно Вальтера.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору