В издательстве «Аллегро» вышел сборник Александра Виницкого «Джазовые композиции для классической гитары в аранжировках Александра Виницкого. Части I. II».
Содержание:
Джазовые композиции для классической гитары. Часть 1
Самба «Великая любовь» (А.К.Жобим)
Чай вдвоём (В.Юманс)
Утро карнавала (Л.Бонфа)
Мерси! Мерси! Мерси! (Дж.Завинул)
Блюз в Bb (Дж. Пасс)
Джазовые композиции для классической гитары. Часть 2
Голубая луна (Р.Роджерс)
Любовь на продажу (К.Портер)
Моя первая и единственная любовь (Г.Вуд)
Леди, будьте добры! (Дж.Гершвин)
Рэгтайм «Развлекатель» (С.Джоплин)
В самом название сборников «Джазовые композиции для классической гитары. Часть I, II» содержится противоречие и интрига. Может возникнуть вопрос — зачем на классической гитаре играть джазовую музыку, для этого есть электрогитара. Не возникает вопроса у пианистов, всё зависит не от инструмента, а от того, кто на нём играет — Глен Гульд, Евгений Кисин, Святослав Рихтер или Дэйв Брубек, Мишель Петруччиани или Оскар Питерсон. Известно, классическая гитара, как и фортепиано, полифонический инструмент, на классической гитаре играют пальцами, что позволяет исполнять 2, 3 и даже 4 партии одновременно. Меняя манеру и используя разные приёмы, классический гитарист может исполнять музыку разных стилей: «Барокко», «Романтическую», «Классическую», «Современную», «Латиноамериканскую», «Народную» и т. д. Андрес Сеговия говорил, что гитара-это маленький оркестр, значит можно исполнять на гитаре музыку, подражая оркестру, оркестровым инструментам, а также небольшим ансамблям. Много лет назад классический гитарист Александр Виницкий, став на путь соединения джаза с возможностями классической гитары, обнаружил неиссякаемые возможности этого инструмента в джазовой музыке. Он создал свой собственный музыкальный язык под влиянием выдающихся мастеров джаза Джо Пасса, Оскара Петерсона, Дюка Эллингтона, Антонио Карлоса Жобима, Ленни Брю, Пэта Мэтини, Мишеля Петруччиани. В своих аранжировках Александр Виницкий создаёт фактуры, где гитарист, играя на классической гитаре, может подражать джазовому трио, где одновременно звучат бас, аккомпанирующая и солирующая гитара. Играть джазовую музыку на нейлоновых струнах сложнее, чем на металлических, но нейлоновые струны дают более красивое, тембрально наполненное звучание. Исполнение джаза на классической гитаре позволяет создавать реальный баланс между ритм-секцией (бас и аккомпанирующая гитара) и сольной партией.
Аранжировки «джазовых стандартов» для классической гитары — это уникальный нотный материал для репертуара классического гитариста. Они написаны в концертной форме — вступление, тема, разработка (импровизация), кода (окончание). Все партитуры написаны с подробной аппликатурой. Исполнение этих композиций требует от классического гитариста хорошей подготовки и хорошего знания джазовой музыки. Особое значение имеет джазовый ритм. Необходимо, работая над пьесами, проигрывать отдельно партию баса, баса и аккордов, отдельно мелодию, затем соединять их вместе, сохраняя основную пульсацию в партии баса. Игра аккордов требует от музыканта хорошей техники и знания особенностей исполнения техники «шагающего баса», которая представлена в многочисленных работах Александра Виницкого: «Джазовые этюды и упражнени», «На пути к джазу», «Введение в джазовую гармонию для классических гитаристов», «Ритмика для гитаристов» и другие.
Многие композиции из этих сборников записаны на дисках Александра Виницкого: «Джаз ария», «Путешествие во времени», «Карусель», Дуэт «ViP», Дуэт «Романтики джаза» и других.
Александр Виницкий проводит свои авторские гитарные школы, где на лекциях и практических занятиях много времени уделяет развитию ритмической свободы, ритмической и мелодической импровизации.
Сборники «Джазовые композиции для классической гитары» создавались Александром Виницким на протяжении более 30 лет и представляют огромный вклад в репертуар классической гитары, в развитие концертной камерной джазовой музыки.