Фото Марии Астащенко
Музыкой из балетов «Щелкунчик», «Маскарад» и «Чиполлино» порадует брянских слушателей губернаторский симфонический оркестр под управлением заслуженного артиста России Эдуарда Амбарцумяна в новом концертном сезоне. Об этом рассказали на пресс-конференции коллектива в среду, 22 октября.
Начнут сезон оркестранты произведениями П.И. Чайковского в концертном зале «Дружба» в пятницу, 24 октября. «Эта программа под силу только крупнейшим оркестрам, потому что Первая симфония и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» требуют невероятной культуры, большой сыгранности и зрелости оркестра. Коллектив Амбарцумяна дарит нам счастье услышать эту великую музыку. Не может быть русского человека, который живет без Глинки, без Чайковского», — отметила начальник регионального управления культуры Наталья Сомова.
Эдуард Амбарцумян: В идеале в симфоническом оркестре должно быть 80 человек. Мы пока не в полном составе. У нас очень мало скрипок, альтов, контрабас один всего, недостающих приглашаем из других городов
Главный музыковед области рассказала, что и Первую симфонию, и балет «Лебединое озеро» когда-то заклеймили и журналисты, и музыкальная общественность. Тогда Петр Ильич поклялся больше не писать балеты. Маэстро пытался покончить жизнь самоубийством. Сейчас трудно поверить, что великий русский композитор, чтобы прийти на открытие Петербургской консерватории в 1862 году, занимал шубу у поэта Алексея Апухтина. Холодно было в порванном пиджачишке будущему гению. Великих в стране до сих пор не жалуют «Все ведущие российские педагоги практикуют на Западе, там им создают условия для работы. У нас происходит вымывание талантливой интеллигенции», — подчеркнула Наталья Сомова.
В начале декабря брянский симфонический оркестр будет помогать юным музыкантам на IX международном конкурсе юных пианистов имени Т.П. Николаевой. «Дети сначала пугаются оркестра, живое звучание которого выбивает их из нотного текста. Нужна огромная деликатность, чтобы подвести юных пианистов к финальному выступлению. Это огромный кровавый труд, справиться с которым Эдуарду Борисовичу помогает дар любви к людям», — уточнила Наталья Сомова.
Для детей оркестр подготовит новогоднюю интермедию по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик». Уже 27 октября музыканты начинают традиционные «Уроки гармонии». В областную филармонию придут ученики городской школы № 4, чтобы познакомиться с инструментами оркестра, послушать симфоническую музыку и узнать историю музыкального искусства. Оркестр готов встретить в филармонии любую школу, или приехать в учебное заведение, но уже в уменьшенном составе.
Наталья Сомова: Симфонический оркестр — уникальное явление. Присутствие его в Брянске дает возможность прикоснуться горожанам к главному — великой сокровищнице музыкальной культуры
«Нам нужно учить детей, школьников, студентов слушать музыку. Общество должно сейчас начать себя каким-то образом оздоравливать. Мастер-класс Михаила Петухова в Испании стоит 500 — 1000 долларов. Мы привозим сюда Петухова, объявляем мастер-класс, а наши педагоги говорят: «Мы все это знаем». За семь лет учебы в музыкальной школе дети не попадают на концерты классической музыки, потому что их педагоги не хотят быть пропагандистами», — сказала Наталья Сомова. «Я знаю много брянских музыкальных педагогов, которые ни разу не были на наших концертах за 22 года моей работы. Наша публика сегодня — врачи, учителя, инженеры, ученые», — продолжил Эдуард Амбарцумян. «Когда я только начала ходить в музыкальную школу, директор дал мне 30-копеечный билетик на концерт, не помню какого, симфонического оркестра. Я пришла в зал БМЗ и впервые увидела на сцене так много музыкантов. Как они будут играть все вместе, думала я? Этот концерт стал для меня ошеломляющим событием», — вспомнила концертмейстер оркестра Валентина Фиш.
Кроме традиционных программ «Виват, опера», новогоднего и рождественского концертов, брянский симфонический оркестр подготовит масштабный музыкальный проект, посвященный 70-летию Победы. Брянцы услышат Седьмую Ленинградскую симфонию Дмитрия Шостаковича, Пятую симфонию Сергея Прокофьева и произведения Георгия Свиридова. «Шостакович, который на заседаниях композиторов заикался и чувствовал себя очень робко, если нужно было принять какие-то решения, которые могли кого-то обидеть или задеть чье-то самолюбие, в осажденном Ленинграде ночью вылезал на крышу пятиэтажного дома и щипцами вытаскивал неразорвавшиеся зажигательные бомбы и засовывал их в песок. А после бомбежек приходил и записывал образ наступающего фашизма в первой главной теме симфонии», — пояснила Наталья Сомова.
Эдуард Амбарцумян: Я знаю много брянских музыкальных педагогов, которые ни разу не были на наших концертах за 22 года моей работы. Наша публика сегодня — врачи, учителя, инженеры, ученые
На открытии сезона состоится дебют артистов, которые переехали в Брянск из Донецка. «Они замечательные музыканты. Мы их приняли не только из гуманных соображений, но и из-за профессиональных качеств. В искусстве нельзя допускать ни компромиссов, ни демократии. В идеале в симфоническом оркестре должно быть 80 человек. Мы пока не в полном составе. У нас очень мало скрипок, альтов, контрабас один всего, недостающих приглашаем из других городов», — рассказал Эдуард Амбарцумян.
В новом сезоне дирижер пообещал сыграть сочинения композитора Михаила Петухова, которого уже полюбила брянская публика как пианиста. Администрация оркестра планирует также пригласить для некоторых программ зарубежных дирижеров и солистов. «Симфонический оркестр — уникальное явление. Присутствие его в Брянске дает возможность прикоснуться горожанам к главному — великой сокровищнице музыкальной культуры. Эдуард Борисович готовит для нас еще много интересных глубоких вещей. Дай бог нам мудрости, эти вещи услышать», — пожелала Наталья Сомова.
Мария Астащенкоwww.news.nashbryansk.ru