5, 7, 13 октября в Большом зале консерватории будет звучать музыка Бетховена. Концерты приурочены к 250-летию со дня рождения композитора. Название фестиваля взято из финала Квартета № 16, где Бетховен задается метафизическим вопросом о неизбежности рока: «Должно ли так быть?» И сам себе отвечает: «Так должно быть!»
Фестиваль объединил музыкантов разных поколений и эстетических направлений. 5 октября сочинения Бетховена сыграют педагоги и выпускники разных лет Факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК. Старинное фортепиано (хаммерклавир), орган, скрипки времен Бетховена добавят исторической достоверности в интерпретацию его камерной музыки в разных жанрах — от сольных фортепианных вариаций, ансамблей в 4 руки до духового квинтета с фортепиано опус 33.
Аналогичная концепция просматривается в концерте 7 октября — соло фортепиано, сонаты для скрипки и фортепиано и для виолончели и фортепиано, трио, квартет, квинтет. Бетховен создавал музыку не только драматического склада: «Дуэт с двумя обязательными парами очков» для альта и виолончели демонстрирует чувство юмора юбиляра. Адресаты, для которых Бетховен написал это сочинение, остались неизвестными. Можно также предположить, что композиция создавалась около 1800 года, когда Бетховен переехал в Вену и обрёл свой персональный стиль.
Наконец, 13 октября пианист Андрей Писарев сыграет популярные сонаты — «Лунную», «Аппассионату» и сонату № 17, имеющую негласный подзаголовок «Буря». «Такие шедевры, как „Патетическая“, „Лунная“, „Аппассионата“, „Аврора“, — считает артист, — остаются с человеком на всю жизнь, и часто возникает желание, даже потребность возвращения к ним. Удивительная сила духа Бетховена созвучна любому времени. Его музыка не знает границ ни в пространстве, ни во времени. Эти сонаты вызывают интерес слушателей в любой стране, в любую эпоху. Я восхищаюсь этой музыкой, для меня бетховенские великие сонаты — вечные загадки».