Фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка» (1899−1963)
Добавлено 01 декабря 2008 notale
Фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка»
Фестиваль, посвященный 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка (1899–1963), — событие необычное. Оно охватывает девять концертов, приуроченных к юбилею известного французского композитора (7 января) и проходящих в рамках подготовки и празднования Года Франции в России (2009 год). Помимо основной цели распространения наследия Франсиса Пуленка организаторы фестиваля ставили перед собой и другую задачу: попытаться воссоздать музыкальную атмосферу той эпохи, в которую жил этот замечательный музыкант. Поэтому ряд концертных программ наряду с сочинениями Пуленка включает произведения его соотечественников (Ш. Кёклена, Ф. Шмитта, А. Онеггера, А. Томази, П. Бонно) и знаменитых современников (С. Прокофьева, И. Стравинского, Д. Шостаковича). Но, безусловно, главным «виновником» нынешнего музыкального торжества остается Франсис Пуленк. Едва ли можно сказать, что имя Франсиса Пуленка хорошо знакомо российской публике. А между тем, русские музыканты его знают не понаслышке и играют с 1960-х годов. Среди первых исполнителей Пуленка в России были Эмиль Гилельс, Лазарь Берман, Рудольф Баршай, Галина Вишневская, Геннадий Рождественский. Отдельные фортепианные и камерные произведения Пуленка прочно вошли не только в концертный, но и педагогический репертуар музыкальных школ, училищ и вузов. Но несмотря на это еще многое из его наследия нам известно лишь по справочным и энциклопедическим изданиям, а личность самого музыканта до сих пор остается недостаточно изученной. Каким же он был, Франсис Пуленк?
Жизнь этого композитора, пианиста, публициста, автора книг, статей и радиопередач о музыке, была чрезвычайно насыщена. Современник обеих мировых войн (в Первую мировую войну он служил солдатом, Вторую наблюдал из оккупированного Парижа), в мирное время Пуленк стал очевидцем многих ярких событий. Он был свидетелем скандально известных премьер Стравинского, да и сам Пуленк не раз своими выступлениями эпатировал парижскую публику, вызывая ее бурную и не всегда одобрительную реакцию. Как композитор, Пуленк начал свою творческую деятельность еще до Первой мировой войны, но к интенсивным занятиям приступил позднее, сблизившись и войдя в так называемую французскую «Шестерку» — группу шести молодых композиторов (Д. Мийо, А. Онеггер, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайфер) во главе с Эриком Сати. Они были не столько единомышленниками, сколько художниками одного поколения, детьми одной эпохи. Их объединяло общее чувство творческого горения, юношеского задора, жажды не просто познать мир, но перевернуть его с ног на голову, шокируя консерваторов. В погоне за новизной и свежестью молодой Пуленк испытывает влияние фовизма, сюрреализма, конструктивизма, неоклассицизма, эстетики мюзик-холла. По-особому преломляя эти направления, но оставаясь в глубине души романтиком, композитор постепенно оттачивает свой собственный стиль. И так же, как и творческая натура Франсиса Пуленка в целом, этот стиль удивительно парадоксален. Он отличается цельностью, гармоничностью и в то же время полон неожиданных стилистических и эмоциональных контрастов. Пуленк одинаково естественен и искренен в пародийно-комических произведениях на сюрреалистические сюжеты и в полных глубокого религиозного чувства духовных хоровых циклах. Диапазон его жанровых предпочтений практически безграничен: это и традиционные жанры (сонаты, трио, квартеты, концерты, кантаты, месса, мотеты, оперы, балеты), и сочинения синтетической жанровой природы (балет с пением, хореографический концерт, музыка к кинофильмам). Значительное место в творчестве Пуленка занимает камерно-вокальная музыка. За песни, романсы, поэмы на стихи французских поэтов П. де Ронсара, Г. Аполлинера, Ж. Кокто, П. Элюара композитора даже прозвали «французским Шубертом».Параллельно с композиторским творчеством Пуленк активно занимался концертной деятельностью. Аккомпанируя певцу Пьеру Бернаку, он побывал с концертами во многих странах мира, объехал Европу и Северную Америку, посетил Южно-американский континент и даже Африку. И везде он находил новых поклонников и верных друзей.
В круг общения Пуленка входили известные музыканты, литераторы, танцовщики и художники. Эта элитарная среда окружала его словно еще до рождения. Мать Пуленка, пианистка, училась у мадемуазель Рис-Арбо, последней ученицы великого Ф. Листа, который был непревзойденным пианистом-виртуозом. Юный Франсис занимался музыкой с мадемуазель Буте де Монвьель, племянницей известного композитора и органиста С. Франка. Впоследствии Пуленк брал уроки у блестящего испанского пианиста Рикардо Виньеса, а премудростям теории музыки учился у одного из лучших французских педагогов Шарля Кёклена. Пуленк поддерживал теплые отношения с М. Равелем, А. Шёнбергом, А. Бергом, А. Веберном, А. Казеллой, М. де Фальей, Б. Бартоком, С. Прокофьевым, С. Барбером, В. Ландовской. Он общался с Ж. Кокто, П. Элюаром, Г. Аполлинером. Работа над балетными постановками сдружила его с известными хореографами: Б. Нижинской, С. Дягилевым, Дж. Баланчиным. Казалось бы, Пуленку был открыт весь мир. Для него не существовало непреодолимых границ: ни географических, ни политических. Даже эстетические расхождения во взглядах для него не создавали преград. Искренний интерес к миру, любовь к людям и к искусству всегда вели композитора вперед. И никакие душевные терзания и сомнения, хорошо знакомые каждому ищущему художнику, не могли поколебать оптимизма, светлой веры в добро и спокойствия этого человека, обладающего житейской мудростью и эмоциональной энергией, которые пронизывают все его сочинения, от камерных миниатюр до грандиозных вокально-симфонических полотен.
Наталия Ренёва
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal