Фестиваль «Классика в Кусково» открылся наследием Баха и его главного конкурента

Добавлено 01 июня 2016 muzkarta

КФО «Москонцерта», Камерный оркестр «Московская камерата», Летний фестиваль Москонцерта «Классика в Кусково»

Открытие фестиваля «Классика в Кусково» состоялось 29 мая в Танцевальном зале усадьбы Кусково

Старинная московская усадьба уже не первый год принимает под своей сенью прославленных классических музыкантов. В предыдущие полтора года под патронажем Елены Приваловой-Эпштейн здесь проводились замечательные «Органные вечера», а теперь «Москонцерт» устраивает собственный фестиваль «Классика в Кусково». Здесь будут показаны как программы, уже собравшие аншлаги на престижных столичных площадках (от французских импрессионистов до аргентинского танго), так и эксклюзивные премьеры. Мероприятие приурочено к 85-летию «Москонцерта».

Открылся фестиваль 29 мая Ансамбля солистов OPUS POSTH под руководством Народной артистки России Лауреат Государственной премии Татьяна Гринденко (скрипка). На сей раз предпочтение было отдано музыке барокко в лице, пожалуй, самых выдающихся ее представителей — Иоганна Иебастьяна Баха и его, пожалуй, главного конкурента Георга Фридриха Генделя.

Перед концертом Татьяна Гринденко прочла небольшую лекцию по теме выступления своего ансамбля. По ее словам, Гендель всегда находился в тени Баха, однако он является одним из самых недооцененных композиторов. Проблема тут кроется в его сложнейших технических изысках, которые мало кто из музыкантов мог воспроизвести адекватно. Тем не менее, с развитием ауцтентичного подхода к партитурам, музыканты постепенно начинают постигать его виртуозные темпы максимально близко к тому, как они и задумывались изначально.

Родился Гендель в Германии, переехал в Италию, потом обосновался в Лондоне, где провел значительную часть жизни. Недаром англичане небезосновательно позиционируют его как своего соотечественника. Живя в их стране, он испытал множество взлетов и падений. Порою Генделю приходилось играть в абсолютно пустых залах, но при этом он никогда не отменял концерта, мотивируя это желанием лишний раз насладиться музыкой при должной акустике. Татьяна Гринденко подчеркнула, что Гендель обладал такой исполнительской техникой, которая Баху была недоступна. Но все равно отчего-то нам Бах ближе и теплее, чем его гламурный и светский соперник.

Завершилась мини-лекцию любопытным фактом из биографии Генделя. Будучи вспыльчивым и импульсивным, в юности он дерзко указал на ошибки выдающемуся скрипачу Арканжелло Корелли. К чести последнего, критика была воспринята адекватно, и отношения между двумя композиторами не испортились.

Первое отделение целиком и полностью было отдано произведениям Генделя. Прозвучали Concerto grosso № 10 для струнных и бассо континуо ор.6, ре минор, Соната № 12 для флейты, струнных и бассо континуо фа мажор и Concerto grosso № 7 для струнных и basso continuo си-бемоль мажор, ор. 6.

Второе отделение началось с арии Мудрости из оратории Генделя, А «О Радости, Печали и Мудрости» в блистательным исполнении певицы Елены Светозаровой (сопрано). Произведению предшествовала прочитанная Татьяной Гринденко прозаическая прелюдия к арии — о херувимах, которые принесли герою созерцание на своих крыльях, соловье как путеводном маяке и мучительных поисках этой птицы на фоне живописных пейзажей.

Поразмышлять о смысле этого многогранного фрагмента можно было во время семичастной Сюиты № 2 для оркестра си минор авторства Баха. Завершилось произведение всем известной «Шуткой», которая дала зрителям мощный заряд на остаток воскресного вечера.

Фестиваль «Классика в Кусково» пройдет до 4 сентября по четвергам и воскресеньям. 5 июня прозвучат всемирно известные концерты «Времена года», а также оригинальные по составу сочинения Антонио Вивальди, среди которых — концерт для 2х мандолин (гитары и виолончели) с оркестром, для виоль дамур и лютни (гитары) с оркестром в исполнении камерного оркестра «Московская камерата» В будние дни начало концертов в 19.30, а в воскресные — 18.30.

Денис Ступников
www.km.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору