«Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы…» С. С. Прокофьев
В этом году во всем мире отмечают 125-летие со дня рождения выдающегося русско-советского композитора, дирижера, пианиста и педагога Сергея Прокофьева. Этой знаменательной дате посвятили концерт и в Азербайджанской государственной филармонии, который состоится 1 апреля.
Прокофьев вошел в историю как новатор музыкального языка. Влияние этого гениального музыкального драматурга и реформатора проявилось в различных жанрах: опера, симфоническая музыка, камерная музыка и, конечно, сочинения для фортепиано. Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Его творчество наполнено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе.
Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Первое образование было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже сочинять первые пьесы. Первые оперы будущий композитор создал в 9-летнем возрасте. В 1904 году в возрасте 13 лет Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка). В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 году — по классу фортепиано. За всю свою творческую деятельность композитор написал 8 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, свыше 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат, пьесы, романсы, музыку к театральным постановкам и кинофильмам. В 1947 году Прокофьев был удостоен звания народного артиста РСФСР, был лауреатом Государственных премий СССР (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951), лауреатом Ленинской премии (1957, посмертно). Он был также членом Национальной академии «Санта-Чечилия» (Италия, 1934), членом Шведской королевской музыкальной академии (1947). Среди известных сочинений композитора — оперы «Повесть о настоящем человеке», «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», а также вокально-симфонические произведения, инструментальные концерты, симфонии.
Музыка Прокофьева, крупнейшего композитора 20 века, воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Музыка композитора, завоевав огромную популярность во всем мире, оказала значительное влияние на творчество многих советских и зарубежных композиторов.
Итак, в Азгосфилармонии юбилей великого русского композитора будет отмечен 1 апреля. В концерте выступят Азербайджанский государственный симфонический оркестр им. Узеира Гаджибейли под руководством художественного руководителя и главного дирижера оркестра, народного артиста Азербайджана Рауфа Абдуллаева. Солисты — Яков Кацнельсон (фортепиано, Россия) и Джамиля Гараюсифли (скрипка).
В программе прозвучат произведения С.Прокофьева «Классическая» Симфония № 1 Ре мажор, op.25, Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», Концерт для фортепиано с оркестром N2 соль минор,op.16, Концерт для скрипки с оркестром N2 соль минор,op.63.
Второй концерт для фортепиано с оркестром прозвучит в исполнении лауреата международных конкурсов Якова Кацнельсона (Россия). Бакинские слушатели не раз имели счастливую возможность познакомиться с искусством замечательного музыканта, который вновь приезжает в столицу Азербайджана.
Российский пианист и преподаватель родился в Москве в 1976 году. Закончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и аспирантуру у профессора Э. К. Вирсаладзе, а также аспирантуру по классу камерного ансамбля у профессоров Т. А. Гайдамович и А. З. Бондурянского.
Дипломант X Международного Баховского конкурса в Лейпциге. Дипломант Международного конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии (1999), лауреат Международного конкурса пианистов в Тбилиси (2001), лауреат 1 Международного конкурса пианистов им. С. Рихтера (2005), лауреат 1 открытого конкурса камерных ансамблей им. С. Танеева (1999) и XX Международного конкурса камерных ансамблей в Трапани (Сицилия) в составе трио с Ириной Петуховой (скрипка) и Борисом Лифановским (виолончель). 1997 по 2004 ансамбль провел большое количество концертов в России и за рубежом.
Выступал с сольными концертами во многих городах СНГ, а также в Австралии, Азербайджане, Англии, Бельгии, Боснии, Венгрии, Германии, Нидерландах, Греции, Грузии, Ирландии, Испании, Италии, Латвии, Эстонии, Франции, Швейцарии.
Регулярно участвует в музыкальных фестивалях (фестиваль Святослава Рихтера в Тарусе, Фестиваль Олега Кагана в Кройте, Фестиваль камерной музыки в Утрехте, фестиваль «Сараевская зима», фестиваль «Возвращение» и т. д.)
Яков ведет активную ансамблевую деятельность. В качестве ансамблиста выступал с Б. Бровцыным (скрипка), Ж. Янсеном (скрипка), М. Рысановым (альт), Б. Андриановым (виолончель), К. Блаумане (виолончель), М. Майским (виолончель), Л. Белобрагиной (сопрано), М. Шалитаевой (фортепиано), В. Соколовым (кларнет), Е. Петровым (кларнет), М. Фростом (кларнет) и др.
Сотрудничал с такими дирижерами, как В. Ашкенази, В. Понькин, А. Левин, М. Сустро, К. Кларк, Э. Клас, А. Дмитриев, В. Вербицкий, В. Жордания и др. С 1998 преподает в МССМШ им. Гнесиных, а с 2001 — в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в качестве ассистента проф. Э.Вирсаладзе. С 2009 ведет свой класс. В 2007 году на фирме Quartz совместно с виолончелисткой Кристиной Блаумане записал диск, в программу которого вошли произведения Грига, Барбера и Мартину. В 2008 году участвовал в записи диска альтиста Максима Рысанова. Этот двойной альбом, вышедший на фирме Onyx, включил в себя все сочинения Брамса с участием альта.
Итак, уже на этой неделе бакинская публика вновь сможет насладиться игpой этого талантливого пианиста, который исполнит Второй концерт С.Прокофьева. Отметим, что самобытный стиль фортепианных сочинений Прокофьева (9 сонат и 5 концертов, циклы) с его ударной трактовкой инструмента и преломлением раннеклассицистских фактурных приемов сыграл значительную роль в формировании нового пианизма в музыке 20 в. Будучи сам прекрасным пианистом, Сергей Сергеевич прекрасно чувствовал «природу» этого инструмента и значительно обогатил мировую фортепианную литературу. Второй концерт для фортепиано с оркестром — важнейшая и выдающаяся веха в творческом пути С.Прокофьева. Это — прежде всего произведение выдающегося таланта, произведение огромной впечатляющей силы. Традиции народной сказочности и поэтического эпоса, а также русской музыкальной классики здесь не только соседствуют с элементами новой «жесткой» экспрессии, но и противостоят им. В концерте, несмотря на все новаторство композитора, отчетливо ощутимы прочные связи с классическими традициями, и как уже отмечалось выше, — национально-русский колорит. Этот Концерт поражает не только богатством содержания, но и разнообразием технических приемов, виртуозным блестящим пианизмом с характерными для Прокофьева токкатно-фигурационными видами фактуры. Второй концерт — одно из сложнейших произведений для фортепиано и является одним из самых новаторских произведений своего времени. Отметим, что этот концерт был любимейшим сочинением композитора. Прокофьев постоянно исполнял его на собственных концертах, а с начала 1930-х годов произведение постепенно вошло в репертуар большинства современных концертирующих пианистов.
Второй концерт выдающегося композитора Яков Кацнельсон не первый раз исполняет в Баку. В 2013 году это произведение прозвучало в исполнении Якова на сцене Филармонии вместе с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром им. Узеира Гаджибейли под руководством народного артиста России Владимира Вербицкого. Уже тогда мы имели возможность отметить такие особенности его исполнительского дарования, как эмоциональность и экспрессия, глубокое, насыщенное форте и точность передачи всех мелодических акцентов, а также чувство музыкального стиля, которое отличается необыкновенной чуткостью и разнообразием красок. Этот удачный тандем дирижера и пианиста в Азгосфилармонии привел зрителей в восторг и в 2010 году вместе с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром им. Узеира Гаджибейли. В концерте прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Л. В. Бетховена.
Как уже отмечалось выше, 1 апреля на сцене Азгосфилармонии прозвучит Концерт для скрипки с оркестром N2 соль минор, op.63 в исполнении лауреата международных конкурсов Джамили Гараюсифли.
Имя молодой талантливой скрипачки хорошо знакомо бакинским меломанам. Еще в годы учебы в специальной музыкальной школе имени Бюльбюля она неоднократно привлекала внимание публики своими выступлениями. Джамиля с юных лет принимала участие во многих конкурсах, фестивалях и всякий раз добивалась высоких результатов, покоряя публику и жюри своим профессионализмом, взрослой осмысленностью музыкально-исполнительских задач и юношеской искренностью чувств.
Джамиля — президентский стипендиат, ее имя занесено в «Золотую книгу молодых талантов Азербайджана». Она — участница международного фестиваля Young-Evro-Classic, а также творческих проектов, проходивших в Париже, Страсбурге, Брюсселе, Стокгольме, Гааге, Флоренции, Москве. Запоминающимися были и выступления Джамили в рамках международных фестивалей М.Ростроповича. Она выступала на одной сцене и в открытых мастер-классах с такими известными музыкантами, как Максим Венгеров, Юлиан Рахлин, Павел Верников, Светлана Макарова, Рауф Абдуллаев, Дора Шварцберг, струнный квартет «Харлем», струнный квартет «Данель», струнный квартет Талиха, Итамар Голан, Роман Белышев, Александра Сумм, Леонид Кербель и др. После окончания школы в 2011 году Джамиля поступила в Бакинскую Музыкальную Академию имени Узеира Гаджибейли в класс к знаменитому профессору Захре Гулиевой, а затем продолжила образование в Израиле, в Высшей музыкальной школе имени Бухмана и Зубина Меты при Тель-Авивском университете в классе Ильи Коновалова. В тот же год она выиграла грант фонда Зубина Меты в Израиле. Скрипачка Джамиля Гараюсифли в данный момент учится в HEMU (Haute Ecole de Musique de Lausanne) в классе профессора П. Верникова и С.Макаровой (Швейцария).
Второй скрипичный концерт, который прозвучит в исполнении Джамили, — последнее произведение Сергея Прокофьева, созданное перед окончательным возвращением в СССР. В это время композитор разъезжал с гастролями по миру и одновременно сочинял концерт — главная тема первой части была написана в Париже, первая тема второй части — в Воронеже, окончательно закончен концерт был в Баку, и премьера была исполнена в Мадриде. Кочевая жизнь не сказалась на цельности музыкальной композиции. Концерт написан в новом тогда для Прокофьева неоклассическом стиле, с явно выраженным стремлением к простоте и ясности. Концерт полон счастливых мелодических находок — это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности — от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна — некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно «Золушку». Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть — замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы — главная тема рондо сопровождается при каждом своем появлении треском кастаньет. Второй концерт для скрипки с оркестром написан Сергеем Прокофьевым для французского скрипача Робера Соэтана, который прожил ровно 100 лет и 88 из них концертировал.
Исполнительский стиль Джамили Гараюсифли отличается особой духовной насыщенностью, безупречностью звучания и какой-то атмосферой светлой радости, которая проникает в сердца слушателей с первой ноты и остается еще долго после окончания произведения. Мощная, мужественная игра этой внешне утонченной, красивой девушки и высокий профессионализм симфонического оркестра под управлением Рауфа Абдуллаева, безусловно, своим искусством доставят огромное удовольствие любителям классической музыки.
Айла Закария,Музыкальный редактор АзГосФилармонии,музыковедnews.day.az