Завершающий концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Народного артиста СССР, выдающегося советского пианиста Эмиля Гилельса, пройдет 12 декабря в Большом зале Московской консерватории. На сцене выступят известные пианисты Басиния Шульман, Александр Гиндин, Борис Блох и Калужский молодежный симфонический оркестр им. С. Т. Рихтера. Дирижер Арсентий Ткаченко. Представит музыкантов гостям вечера внук Эмиля Гилельса Кирилл Гилельс.В октябре 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из величайших пианистов ХХ века Эмиля Гилельса. Программа вечера, который состоится 12 декабря в Большом зале консерватории, включает в себя концерты для фортепиано с симфоническим оркестром, которые наиболее часто исполнял Гилельс. Участники концерта — выпускники Московской консерватории, представляющие российскую фортепианную школу: Басиния Шульман (класс Элисо Вирсаладзе), Александр Гиндин (класс Михаила Воскресенского) и Борис Блох (класс Дмитрия Башкирова).
«Эмиль Григорьевич — эталон музыкальной цельности, мужественности, красоты и простоты, и все это в нем уживалось одновременно в каждом звуке. Его сольный концерт даже в записи, не смотря на продолжительность в два отделения, воспринимается как один взятый аккорд. Его подход к любому сочинению всегда идет от простого к сложному. И в этой предельной ясности мышления таятся огромная мудрость и доброта, которые вызывают полное доверие, а потом заставляют слушателя задуматься. Эти мудрость и доброта проникают в тебя и выражаются посредством удивительной красоты звука. Не только красоты, но и чистоты. Его звук всегда чист, как хрусталь, он просвечивает насквозь, а в этом и есть честность, когда исполнитель не искривляет свои намерения и способы их воплощения», — поделился Александр Гиндин.В декабрьском концерте прозвучат произведения Л. В. Бетховена, В. А. Моцарта, К. Сен-Санса и Э. Грига. Выбор произведений, сделанный каждым исполнителем, был символичным.
«Второй концерт Сен-Санса для этого выступления я выбрала неслучайно. Те, кто следит за моим творчеством, и иногда читают мои интервью, наверное, знают, что я являюсь горячей поклонницей величайшего пианиста современности Григория Соколова. Существует знаменитая и очень драматичная история, которая произошла в 1966 году на конкурсе Чайковского, где Эмиль Григорьевич был председателем жюри. За первую премию в тот год боролись два пианиста — Миша Дихтер из США и Григорий Соколов. Общественность горячо поддерживала Мишу Дихтера — писала много хвалебных писем, считая его главным претендентом на первую премию. Однако Эмиль Григорьевич с самого начала понимал всю величину дарования Григория Соколова и фактически его решением Соколов получил ту первую премию. Гилельс пережил многое за это решение: отвратительные письма от слушателей и даже коллег, жалобы в инстанции, в него даже плевали и закидывали помидорами — но за это решение я его очень уважаю и страшно ему благодарна. В финале конкурса им. Чайковского 1966 Григорий Соколов исполнял Второй концерт Камиля Сен-Санса», — поделилась Басиния Шульман.«Для меня этот концерт — это, прежде всего, дань уважения и почтения великому коллеге, а также возможность почувствовать себя сопричастным, ведь не смотря на разницу в поколениях, мы служим одному и тому же, и делаем это с полной самоотдачей. Я очень горд этим, и это вызывает очень глубокие чувства», — рассказал о предстоящем концерте Александр Гиндин.Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Гилельса в Большом зале Московской Консерватории, с участием Бориса Блоха, Александра Гиндина и Басинии Шульман — финальный в цикле выступлений, которые в память о выдающемся мастере в течение года организовали разные музыканты в лучших концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга.
«Я выросла в тот период, когда великие Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер были в расцвете своих исполнительских сил, их концерты всегда считались выдающимися событиями города, попасть на них было очень сложно. Тем не менее я старалась как можно чаще присутствовать в зале, чтобы наслаждаться живым исполнением и энергетикой. Помню, что тогдашняя публика делилась на поклонников двух кланов: Рихтера и Гилельса. Кому-то было ближе волевое и сметающее всё на своем пути исполнение Рихтера, кому-то было ближе тонкое, глубоко драматическое, изумительно звучащее исполнение Гилельса. Избежать сравнения между этими двумя гениями было очень сложно, но, несмотря на то, что они были абсолютно разными в музыкальном своем даровании музыкантами, их объединяло одно: стопроцентное, честное служение музыке. Для меня этот концерт — дань глубокого уважения и преклонения перед талантом Эмиля Гилельса и это большая честь выступить в таком концерте в лучшем зале страны, зале, где я много раз слышала самого Эмиля Гилельса — в Большом зале консерватории», — рассказала Басиния Шульман.Отзываясь о музыкальных концертах, организуемых в этом году в честь 100-летия Эмиля Гилельса, внук Эмиля Григорьевича Кирилл Гилельс отметил: «Мне очень приятно, что Эмиля Гилельса не забывают не только современные коллеги — исполнители, но также помнят, чтят и уважают его огромный вклад в искусство простые слушатели. Столетие Великого Гилельса в обрамлении замечательных артистов и яркой программы — событие, которое необходимо посетить».
12 декабря на сцене Большого зала Московской консерватории пианисты, представители советской исполнительской школы, исполнят три фортепианных концерта и тройной концерт в сопровождении Калужского молодежного симфонического оркестра им С. Т. Рихтера. Дирижер Арсентий Ткаченко.
В программе:Л-В Бетховен Концерт № 3 c-moll исполняет Борис Блох
К. Сен-Сан Концерт № 2 g-moll исполняет Басиния Шульман
Э.Григ Концерт a-moll исполняет Александр Гиндин
В. А. Моцарт Концерт для трех фортепиано F-Dur K242 ИСПОЛНЯЮТ БОРИС БЛОХ, БАСИНИЯ ШУЛЬМАН, АЛЕКСАНДР ГИНДИН.