На прошлой неделе в Доме музыки им. С. В. Рахманинова дал концерт фортепианный «Шуберт-дуэт» Александра Томаса и Любови Потапавой-Томас. Музыканты имеют в репертуаре все произведения Франца Шуберта для фортепиано в четыре руки, но в Великом Новгороде они исполнили программу из сочинений А. С. Аренского и А. Дворжака. Наш автор Галина Припхан встретилась с дуэтом после выступления.
— С самого детства вы оба учитесь музыке. Был ли в жизни такой период, когда хотелось изменить род деятельности, заняться чем-то другим?Александр: Да, восемь лет назад, когда я стал записывать свой диск, возникла идея освоить специальность звукорежиссера. И я освоил ее, но она не сменила мою основную деятельность, а стала смежной с ней.
Любовь: Нет! Никогда. Я занимаюсь музыкой с 5 лет. И, когда в четвертом классе услышала, как играют Баха вживую, я поняла, что свою жизнь посвящу музыке. У меня есть разные увлечения — языки, рисование… но все это только хобби.
— Сталкивались ли вы с какими-то трудностями, когда учились музыке? Что было самым трудным?Любовь: Конечно, сталкивались! И до сих пор сталкиваемся каждый раз, когда учим что-то новое! Самое трудное — это понять автора. Не просто сыграть по нотам, а почувствовать, что он хотел сказать. И, когда получается прожить композицию вместе с автором, возникает следующая сложность — передать это публике. Мы постоянно задаемся вопросом — поняла ли она замысел автора через наше исполнение? Это самое трудное.
— Допускаете ли вы адаптацию классической музыки? Чтобы как можно больше людей услышали ее хотя бы в таком виде?Любовь: Я не приемлю этого. Не понимаю — зачем? Чтобы упростить ее? Даже если какие-то композиции слишком сложны для исполнения, их нужно просто слушать!
Александр: Если говорить об аранжировке при записи музыки как об адаптации, то да, я допускаю такой вариант. Когда это делают мастера, со вкусом и не в ущерб оригиналу.
— На концерте в новгородском Доме музыки была очень разнообразная публика. Можете ли вы описать своего слушателя? Или каким бы вы хотели его видеть?Александр и Любовь (улыбаются): Да, конечно, можем. Хотелось бы видеть именно такую публику, которая была в Великом Новгороде. Наш слушатель тот, кто приходит не просто для того, чтобы слушать музыку, но и чтобы учиться. Чаще всего как раз такие люди посещают наши концерты. Это особенно чувствуется в небольших городах, а в Москве — она получается немного разбавленной. Кроме того, важна именно эмоциональная настроенность зала, которая очень остро чувствуется у нас в России. В Европе много слушают классическую музыку, публика очень просвещенная и интеллигентная, и, бесспорно, выступать перед ней большое удовольствие, но они чуть более сдержанны, а потому чуть слабее эмоциональная связь исполнителя и зала.
— Конечно же, не могу не спросить Вас о Шуберте…Александр и Любовь: Шуберт — это наша любовь!
— Какое место Шуберт занимает в современном исполнительстве? И почему, вы считаете, его нужно слушать?Александр: На мой взгляд, Шуберт до сих пор недооценен во всем мире. Его не хватает, его исполняют слишком мало. Надеюсь, в скором времени мы приедем в Новгород и исполним концерт, состоящий полностью из его произведений.
Любовь: Сейчас в мире не хватает простоты, не в смысле легкости исполнения, а простоты в отношениях, душевности, тепла. Все это есть в произведениях Франца Шуберта. К тому же, именно в произведениях, написанных для фортепиано в четыре руки, Шуберта не превзошел никто!
— И последний вопрос на сегодня — откуда вы берете вдохновение?Александр и Любовь: Из любви друг к другу и к музыке, конечно! Нас часто спрашивают, чем мы занимаемся дома, а мы постоянно играем и репетируем. Мы никогда не ругаемся, разве что иногда спорим, но только за роялем!
Фото: Александр Соловьевавтор
Галина Припхан
okultureno.ru