Все, кто 9 декабря пришел в Большой зал филармонии на гала-концерт, посвященный 20-летнему юбилею Псковского симфонического оркестра, наверняка согласятся, что это был поистине чудный вечер. Аншлаг, интересная программа, великолепное звучание. Самые взыскательные меломаны убедились, что у Псковского симфонического оркестра сегодня завидный профессиональный потенциал, открывающий большие творческие перспективы. О том, как удалось достичь успеха, в специальном праздничном интервью рассказала консультант Псковской областной филармонии Театрально-концертной Дирекции Псковской области Галина Иванова.
— Галина Александровна, расскажите о том, как создавался Псковский областной оркестр. Вы ведь были непосредственным участником жизни и развития оркестра? — У истоков создания оркестра стояли председатель Комитета по культуре Александр Голышев, заместитель губернатора Юрий Демьяненко. Первым руководителем оркестра стал его директор Александр Роор, и чуть позже главным дирижером стал Аркадий Галковский. Все эти замечательные люди уже поделились воспоминаниями о том, как создавался оркестр. Мне же хотелось бы заострить внимание вот на каком моменте: Симфоническим оркестром Псковской областной филармонии коллектив стал с сентября 2005 года. То есть оркестр вот уже 11 лет, — по-существу, целую эпоху! — работает в составе филармонии, и это обстоятельство мне хотелось бы подчеркнуть особо.
— А это так важно? — Да, это важно, поскольку после перехода в структуру филармонии изменился статус оркестра. Он стал обязан выполнять государственные задания, сорок или пятьдесят концертов в год. Мы должны были обеспечить профессиональный рост музыкантам. Это обязательно. Филармония — это прежде всего профессионализм. Никакой самодеятельности быть не должно.
— А что, до перехода в филармонию оркестр был самодеятельным?— Нет, конечно, так сказать нельзя. Музыкальный уровень оркестра всегда был высоким. И состав музыкантов при переходе в филармонию в принципе остался прежним. Но статус филармонии, вне сомнений, сильно повышает профессиональные требования, создает другую атмосферу в коллективе. Переход оркестра происходил при дирижере Александре Разумове, и я помню, как он разговаривал буквально с каждым музыкантом по отдельности. Люди есть люди, и они всегда сомневаются: а не будет ли хуже? А останется ли моя зарплата? Уровень оркестра, разумеется, зависит от художественного руководителя и дирижера. Это важно. Мы, как администраторы, были готовы помогать коллективу, как говорится, вести кадровую политику. Чтобы было уютно, комфортно репетировать. Мы, администрация, создаем условия для творчества, в этом наша задача. А уже дирижер планирует всю художественную работу. И я должна сказать, что именно при Разумове начали создаваться разнообразные программы с уклоном в классическую музыку. Число концертов увеличилось в два-три раза.
— Разумов в 2006 году ушел из оркестра? — Да, его к сожалению для нас пригласили в Минск, и он уехал на родину, в Белоруссию. А мы начали искать замену. Я поехала в Петербургскую консерваторию. И по рекомендации консерватории дирижерами у нас стали Геннадий Чернов и Петр Шахов. Чернова у нас в Пскове знают больше, он на слуху, потому что Геннадий Борисович всегда любил общаться с журналистами, но о Петре Шахове обязательно нужно сказать, потому что он внес огромный вклад в создание программ для детей. Он делал целые циклы интереснейших программ для детей. А ведь работа с детьми важна, потому что это будущий наш зритель.
— Но и Чернов внес большой вклад в развитие оркестра?— Безусловно, Чернов — это целая веха, этап в истории оркестра. С 2006 по 2015 годы Геннадий Борисович вкладывал в оркестр свои сердце и душу. Он был по-хорошему амбициозен, ему нравилось создавать большие творческие проекты, что, понятно, всегда интересно, и поднимает уровень мышления музыкантов, расширяет палитру их художественных возможностей. И впервые в 2007 году мы выехали с Черновым в Петергоф, это было очень значимо для нас. После Петергофа мы побывали на гастролях в Тарту, в Риге, в Резекне, участвовали в фестивале «Музыка на озерах» в эстонском Лейго. Это все его заслуга.
— Всего, наверное не перечислишь, но какие произошли наиболее значимые события в жизни коллектива за последние годы?— В 2011 году была осуществлена постановка оперы Бизе «Кармен» в сотрудничестве с Национальной оперой Эстонии. В сезоне 2012–13 годов на торжествах, посвященных 1150-летию российской государственности в Изборске, перед аудиторией в две тысячи слушателей, оркестр представил кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский» с хором Санкт-Петербургской консерватории. В следующем сезоне, 2013–14 годов, коллектив, уже во второй раз, принимал участие в фестивале «Crescendo», проводимого под руководством Дениса Мацуева. За несколько последних лет оркестр исполнил десятки симфонических произведений, оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Богему» Пуччини, «Свадьбу Фигаро» Моцарта, «Алеко» Рахманинова. С оркестром постоянно сотрудничают солисты Мариинского и Большого театров. Было два проекта с национальным хором «Латвия». Не будет преувеличением сказать, что оркестр участвует во всех важных и значимых событиях культурной жизни региона.
— А что можно сказать о новом периоде — с главным дирижером Эдуардом Банько?— Эдуард Иванович пришел к нам в филармонию в 2007-м году и продолжил работу по созданию детских программ, и делает это очень успешно все эти годы. А с 2010 года мы уже разработали систему абонементов Псковского симфонического оркестра. Так вот, надо сказать, что детские абонементы продаются лучше, чем взрослые. В прошлом году, например, мы продали 500 билетов. В этом году — чуть поменьше. А абонемент — это четыре концерта в год. Эдуард Банько — очень творческий человек, он на Новый год может нарядиться в Деда Мороза, выйти к детям с баяном, устроить им интерактив. Наш лектор-музыковед Мария Громова сама пишет сценарии концертов и сама их ведет. С 2015 года Эдуард Иванович у нас — главный дирижер, под его руководством была осуществлена постановка оперы «Алеко» для Пушкинского фестиваля поэзии.
— Из чего складывается каждодневная работа? — Из ежедневных репетиций. Все-таки в месяц мы должны сделать 4 концерта, в год — 40 концертов, 20–25 из них — новых программ. Ведь даже выезжая куда-то в район, например, в Печоры, нужно подготовить новую программу, сложить ее. И тут я должна специально подчеркнуть, что за последние годы, вне всяких сомнений, оркестр профессионально очень вырос. Это отмечают все специалисты. К нам ведь приезжают солисты — из Мариинского театра, например. В последнее время мы много сотрудничаем с артистами театра «Новая опера» из Москвы. К нам приезжают и солисты-инструменталисты из столиц, и все отмечают, что уровень нашего оркестра растет. Но вот лично мне хотелось бы отметить наших псковских музыкантов.
— Пожалуйста. — С первого дня создания оркестра у нас плодотворно работают: первая скрипка Елена Соколова; виолончелист Дмитрий Жданов, необычайно творческий человек, если нужно, может сделать любую аранжировку, настроить инструмент; выросли в оркестре и стали солистами Илья Кричевский (гобой), Анаит Галстян (скрипка); Юрий Лепилин (труба). Вот начинаешь говорить, и ловишь себя на мысли: ведь вроде совсем недавно были начинающими музыкантами, и уже мастера! Обязательно нужно сказать об Александре Чернявском, нашем скрипаче. Мы его считаем и директором коллектива, и инспектором. Он в свое время был худруком камерного оркестра Городского культурного Центра. И его коллектив всем составом перешел в областной симфонический оркестр. Он участвует в обсуждении программ, думает о том, кого пригласить из музыкантов. Человек очень ответственный и профессиональный.
— Насколько существование симфонических оркестров характерно для регионов?— Это достаточно редкое явление. Скажем, на северо-западе, симфонический оркестр есть только в Карелии (мы, понятно, не берем в расчет Санкт-Петербург). В остальных регионах существуют камерные оркестры. По стране в городах-миллионниках, конечно, симфонических оркестров много. Но чтобы в таком маленьком городе, как Псков, был свой симфонический оркестр, это явление уникальное. Администрация филармонии делает все для того, чтобы успешно продать концерты. Это ведь очень важно! Востребованность коллектива. Организовать, отвезти музыкантов в район, обеспечить комфорт и уют. Мы постоянно ездим на гастроли в Печоры, в Новоржев, сейчас налаживаем контакты с Дновским районом. Недавно мы ездили на Международный фестиваль музыки и искусств в Даугавпилсе. Участвовали в фестивале «Хоровые Невские ассамблеи» в Санкт-Петербургской Хоровой капелле. Кто бы к нам не приезжал из солистов, все говорят, что оркестр у нас хороший. И главное, у музыкантов есть желание работать, совершенствоваться, делать новые творческие открытия, знакомить своих слушателей с сокровищами мировой музыкальной культуры. Музыканты живут своим творчеством. И я очень благодарна оркестру, и, пользуясь случаем, хочу сказать им всем огромное спасибо. Нельзя не выразить благодарность и администрации области, которая все эти годы нас поддерживала. Мы приобретали новые инструменты, шили костюмы. Все это тоже важно для любого симфонического оркестра.
Беседовал Александр Донецкий