Гений, которому покорилась Терпсихора

Добавлено 06 декабря 2016 arabadgi7

Краснодарская филармония

Краснодарская филармония 8 декабря отметит 70-летний юбилей художественного руководителя Государственного концертного ансамбля танца и песни «Кубанская казачья вольница» Николая Кубаря.

Его называют маэстро танца, гением хореографии. И в то же самое время необычайно этот талантливый и одаренный человек, очень скромный, о себе говорить не желает. Но его поставленные танцы говорят за него. Яркие, харизматичные, каждый раз приводящие зрителей в восторг!

Николай Кубарь родился в селе Благодарное Ставропольского края в 1946 году. Танцевал всегда, сколько себя помнит. Отец по профессии сапожник, творческий человек, играл на гармони, а ноги маленького Николая буквально сами пускались в пляс под различные мелодии. Все в округе знали веселого мальчугана: гибкий, пластичный, крутился юлой, мелькая пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Николай мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом. Соседи не раз замечали, что мальчишка часто бросал ранец с книгами по дороге в школу, и начинал репетировать танцевальные движения. Он вспоминает, что в пять лет в саманной хате, где глиняный пол был покрыт песком, танцевал танец Шамиля (герой Кавказа). Кульминационный момент — молитва Шамиля, он нечаянно, взял песок с пола, засыпал себе глаза. Вот так он в первый раз пострадал за искусство.

Позже семья переехала в Нальчик. Николай поступил в хореографическое училище. Если занятия начинались в девять и заканчивались в три, то он приходил в восемь и уходил иногда затемно. Так он дополнительно работал над собой и техникой танца. В 15 лет в Кабардино-Балкарском музыкальном театре он уже с успехом исполнял партии юношей в балетах «Бахчисарайский фонтан» и «Лебединое озеро».

В восемнадцать лет ушел в армию. Там два года служил в профессиональном ансамбле ПВО Московского округа.

В свой родной театр в Нальчике он вернулся и стал солистом, здесь же позже кардинально поменял творческое направление: от классики до народного. На этом поприще талант Кубаря раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые он исполнил, лучше не сможет никто, кроме него самого. В этот же период его пригласили в качестве солиста балета и балетмейстера-репетитора в Кубанский казачий хор. Потом его творческая жизнь была связана с Государственным академическим ансамблем народного танца СССР под руководством Народного артиста СССР И. А. Моисеева. Про этот этап его жизни стоит сказать отдельно. Николай Кубарь, 28-ми лет от роду, без московской прописки пришел на просмотр к знаменитому балетмейстеру. Он показал более 15 трюков, и еще был готов, но маэстро его остановил: «Все вижу, больше не надо, мы Вас берем». В ансамбле Моисеева Кубарь сразу же стал ведущим солистом. Ему единственному разрешалось не брить усы. Кроме того сам Игорь Моисеев просил министра культуры СССР посодействовать о выделении лучшему артисту квартиры

— Ансамбль Моисеева — это система, точнее уникальная школа, методики которой шлифовались годами, — вспоминает Николай Васильевич. — Кто попадал в эту систему, то к нему сразу предъявлялись высочайшие требования. Поэтому навыки школы остаются на всю жизнь. Артисты работали на разрыв, на грани своих возможностей, поэтому выдерживал здесь не каждый. Помню концерты в Мексике. Разряженный воздух, казалось, еще одно движение и легкие взорвутся, но ты не смеешь и вида подать, что тяжело. За кулисами стояли баллоны с кислородом. Когда номер заканчивался, подходили — дышали и вновь на сцену. Здесь я прошел хорошую профессиональную школу.

Через пять лет в связи со сложившимися семейными обстоятельствами он вынужден был уйти в Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски советской армии имени А. В. Александрова. Николай Кубарь и здесь работал в качестве ведущего солиста. С этим ансамблем тоже поездил по миру, развил мастерство и профессионализм.

В 1986 году получает приглашение стать главным балетмейстером Кубанского казачьего хора. Именно здесь родились прекрасные постановки казачьих танцев: «Молодычка» , «Брыньковский казачок», «Ковал кузнец казачью шашку», " Гулянье в кубанской станице, «Гусеница», «Кавказская сюита», «Вербохлест», танец некрасовских казаков «Крыло» и другие.

Но в полную меру талант хореографа-постановщика раскрылся в Краснодарской филармонии им. Г. Ф. Пономаренко. В 2006 году он встает во главе ансамбля «Кубанская казачья вольница». За десять лет ему удается почти невозможное. Он создает ансамбль танца буквально с нуля. Сейчас коллектив — высочайшие профессионалы своего дела. Воспитана целая плеяда трюкачей, которые на сегодняшний день являются лучшими в стране. За эти годы поставлены более пятидесяти хореографических постановок, каждая из которых поистине жемчужина: «Кубанская барыня», «Трындычок», «Зимняя фантазия», цыганский танец «Сербиянка», флотский танец «Яблочко», «По берлинской мостовой», «Русская ярмарка», «Скоморохи», «Скифы», армянская, молдавская, греческая композиции, адыгский танец «Сандрак», " Казачий пляс», танец черноморских казаков " Односумы», хороводы: «Кубанские синие ночи», «Гляжу в озера синие», " Ой, цветет калина», " Ой, ты зорька, не спеши», «Шубееечка», «Вишенье» и многое другое.

Ансамбль участвовал в открытии и закрытии Олимпиады-2014 и Паралимпиады-2014, в культурной программе «Формулы-1», саммита «АСЕАН» и других крупных мероприятиях.

Мы разговаривали с Николаем Кубарем накануне его юбилея, после оглушительного успеха коллективов Краснодарской филармонии в Кремле. Немалая доля успеха принадлежит маэстро: он поставил 15 хореографических номеров для главной сцены России.

— Николай Васильевич, многие говорят, что народный танец уходит, ему на смену приходит современная хореография. Хотя, концерты в Кремле показали обратное. Что думаете по этому поводу Вы?

— О смерти народной песни и танца говорят много лет. Хотя, если рассуждать, в 90-е годы трагические процессы, которые происходили в это время, нанесли вред не только нашей экономике, но и национальному искусству, народной культуре. Многие коллективы в те годы просто распались, артисты разбегались. Нужно было зарабатывать на жизнь другим способом. Сейчас — опомнились, а кадров-то нет. Легко разрушить, трудно возродить. Многое потеряно, да и в нынешнее время некоторые народные коллективы находятся в плачевном состоянии. Распад Союза — это колоссальный удар по культуре. Но народный танец будет жить, пока живет интерес к самобытности народов. К этому приходят многие.

— Как рождаются ваши танцы? Насколько это трудный процесс?

— По-разному происходит рождение. Идеи для танца черпаю в повседневной жизни, их вокруг море, они всегда рядом с тобой. А дальше начинается работа, чтобы воплотить их в жизнь. Все думают, что это происходит так: ты пришел, сел за стол и записал, как должен выглядеть танец. Нет, эта работа идет днем и ночью, она поглощает тебя целиком. Я вам скажу так: существуют два вида танца. Один — орнаментный, другой — тематический, сюжетный. Орнаментный — на сцене артисты технически выполняют фигуры, рисунки. Этот танец красивый, но не несет никакой смысловой нагрузки. Я же не люблю пустых танцев. В постановке должна быть заложена мысль, идея, интрига. Каждый номер должен быть попыткой рассказать какую-то историю, выразить чувства и эмоции. Или возьмем исторический танец. Он должен быть максимально приближен к настоящим историческим событиям. Для этого много читаешь по теме, смотришь, работаешь в архивах. Музыку выбрать — иногда тоже приходится проходить через творческие муки. Порой, танец возникает, словно легкое видение, в порыве вдохновения быстро находятся и музыка, и движения, и костюмы, а спустя некоторое время его уже видят первые зрители. Но, чаще всего, бывает совершенно наоборот…

— Для Вас трудно ставить танцы на заказ? Например, на Олимпиаде в Сочи вам поручили поставить номер «Казачий пляс». Его поставили в короткое время, и он имел грандиозный успех. Его еще назвали — сердцем игр.

— Нет, не трудно, у меня достаточно опыта и профессионализма, чтобы в короткий срок поставить танец. Так произошло и с номером «Казачий пляс», сначала были, конечно, сомнения: огромная сцена, артистов больше 200 человек… Все профессиональные танцевальные коллективы края. Но, а в остальном все так же.

— Как вы доносите свои идеи артистам? Они не пытаются как-то поспорить с Вами, если не согласны с идеей?

— У нас артисты или верят своему хореографу или не верят — другого нет. Есть иногда сомневающиеся, которые пытаются что-то доказывать… Но в целом, у нас единый, сплоченный коллектив. Очень работоспособные ребята. Талантливые? Да, но что такое талант без труда? Мне когда -то отец рассказал притчу: жили- были два скрипача. Один — талантлив от Бога, что не сыграет — шедевр, другой — сколько бы не тренировался, получалось хуже. Через годы талантливый промотал свой дар, а другой — своим трудом и постоянными репетициями добился грандиозных успехов. Ведь недаром говорят: вода камень точит. Вот так и у нас: труд, упорство, высокая планка — в итоге успех.

— Есть такое понятие " душа танца»… Какая она в ваших танцах?

— Говорят еще " энергетика танца» — это понятие мне ближе, понятнее. Энергетика, которая рождается в танце, передается в зал, заставляет включиться в то, что происходит на сцене, сделать участником действа. Связь зрителя и артиста в этот момент — выразить словами невозможно. Вот в этом сила искусства. Поэтому культура во все времена только объединяла, сближала, она всегда была выше политики, войн и разногласий.

— Грядет Ваш славный юбилей, в такие дни люди обычно переосмысливают свою жизнь, вспоминают основные вехи. Вы счастливы?

— Отвечу так: человеческая натура такова, что ему все время чего-то не хватает. Представьте, если бы он всего достиг, ему не к чему было бы стремиться. Нет мечты, нет желаний. Это значит, все — дошел до финиша. В моей жизни есть еще моменты, которые я собираюсь сделать для полного счастья. Я считаю это правильным: должна быть неуспокоенность в душе, стремление к чему-то лучшему. Хотя жаловаться мне нельзя: у меня прекрасный коллектив. Кто я без него? У меня верные помощники, любимая жена, дети, внуки. В моей душе есть еще место для желания творить и приносить людям счастье.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору