Фото: Александр Шапунов/ пресс-служба Пасхального фестиваля
По традиции Пасхальный фестиваль закрывался в Москве: за два дня Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра сыграли пять концертов в МГУ им. М. В. Ломоносова (с университетским хором), в Театре Российской армии (с оркестром Минобороны РФ), в Большом зале консерватории (в том числе, с консерваторским оркестром), в Концертном зале Чайковского с участием 15-летнего скрипача-вундеркинда Даниэля Лозаковича.
Очевидно, что XV Пасхальный фестиваль останется в истории — не только потому, что просвещал всю страну музыкой Прокофьева, но и потому, что его обычная аудитория, исчисляющаяся сотнями тысяч слушателей, обрела в этом году почти планетарные масштабы. Так случилось, что знаменитый концерт в Пальмире, прозвучавший на весь мир, стал частью пасхального «прокофьевского» тура, а Классическая симфония Прокофьева именно поэтому попала в пальмирский «репертуар». Но суть XV Пасхального состояла, конечно, не в секретной музыкальной акции, а в том, что 19 дней подряд Мариинский оркестр выступал в своем невообразимом концертном режиме — по 2–3 выступления в день в 22 российских городах, с колес, с разными программами: исполнялись сочинения Мендельсона, Дебюсси, Вагнера, Бетховена, Грига, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича, Лядова и собрание сочинений Прокофьева — симфонии, кантаты, оратория, фрагменты из балетов «Золушка» и «Ромео и Джульетта», Третий фортепианный концерт, симфоническая сказка «Петя и волк» (с Гергиевым в партии чтеца), акт из оперы «Семен Котко».
Фоторепортаж: Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева «С молитвой о Пальмире» в Сирии
Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости
Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости
Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости
По традиции с Мариинским оркестром в Пасхальной программе выступили и молодые солисты — пианист Бехзод Абдураимов, скрипачи Ольга Волкова и Даниэль Лозакович. Впервые Гергиев выступил и со студенческим оркестром Московской консерватории, исполнив в последний день фестиваля в Большом зале консерватории сложнейшую программу: «Франческа да Римини» Чайковского, Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, 9-я Симфония Шостаковича. И надо заметить, что студенческий коллектив впечатлил в этом разностильном репертуаре монолитностью оркестрового звука, красивыми плотными тутти, яркими струнными. Даже труднейшая оркестровая ткань симфонии Шостаковича с жесткой гергиевской артикуляцией острого гротеска — ритмических плясов, ернических «углов», виртуозных по дифференцированности звука стыковок медных с пикколо, накатов литавр и быстрых соло деревянных, убедила в исполнении молодых музыкантов.
Но абсолютным сюрпризом фестивального финала стало выступление 15-летнего Даниэля Лозаковича (Швеция), исполнившего Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Бетховена. Один из труднейших концертов скрипичного репертуара, хит скрипичных конкурсов, прозвучал у юного виртуоза с такой легкостью, ясностью интонации, с такой технической грацией и прозрачной красотой венского стиля, что осталось редкое для современной исполнительской манеры ощущение чистейшей классики — гармоничной, уравновешенной, пропорциональной во всех деталях. И надо заметить, что плотная симфоническая драматургия оркестра ни разу не утопила звуковым массивом этот филигранный почерк юного скрипача. Зато в Третьей («Героической») симфонии Бетховена Гергиев развернул уже другую — смятенную и бурную драматургию, полную напряжения, мятежности, бурлящей оркестровой мощи, где раскаты литавр и потоки струнных обрывались в тихих «аккордах» деревянных, а знаменитый Траурный марш второй части звучал с предельной экстатикой, затягивая в свое страшное мерное шествие, как в пучину — пока движение не истаяло под тихий «капельный» звук деревянных. Финал Героической симфонии Гергиев увел к вагнеровской объемности оркестра, в симфонический апофеоз, в бурление оркестровой ткани, напоминавшей о «судных» микеланджеловских фресках, завершив симфонию не возвышенной патетикой, а душераздирающим живым трагизмом — абсолютно современным. В том же ключе он трактовал и коллизии Монтекки и Капулетти в прокофьевском балете «Ромео и Джульетта» (номера, звучавшие на «бисах») — не прекращающаяся трагедия, повисающая стеной застывшего звукового кошмара — это результат вражды, войны, нелюбви в мире. Так и прозвучал эпилог «героического» XV Пасхального фестиваля.
25 мая Валерий Гергиев представит на сцене Мариинского-2 премьеру «Самсона и Далилы» Сен-Санса. А с 26 мая по 24 июля в Мариинском театре пройдет XXIV фестиваль «Звезды Белых ночей», в котором будет представлено 160 спектаклей и концертов.
Даниэль Лозакович. Фото: Александр Шапунов/ пресс-служба Пасхального фестиваля
Текст:
Ирина Муравьева
Российская газета — Федеральный выпуск № 6974 (106)