Гитарист Валерий Агабабов дал концерт в Царицыно

Добавлено 10 февраля 2014 muzkarta

«Царицыно», Валерий Агабабов (гитара)

Когда концерт пианиста составлен из произведений отечественных авторов, это неудивительно. Странно, когда сочинения российских композиторов почти два часа играет гитарист. До сих пор в музыкальной среде считается, что достойных композиторов для гитары в нашем отечестве не было.

Музыкант Валерий Агабабов своей концертной деятельностью старается развеять этот миф.

— Могут ли российские авторы выдерживать конкуренцию с западными?

— Знаете, как говорится, нет пророка в своем отечестве. На западе сейчас очень интересуются нашими авторами. Например произведения Олега Киселева из Аши включены в обязательную программу зарубежных музыкальных школ. В Москве работает композитор Герман Джапаридзе, написавший 24 прелюдии и фуги для гитары… К сожалению, многих достойных композиторов мы незаслуженно предали забвению. Мало кто сегодня помнит Владимира Максименко.

— Он, кажется, архитектор, автор проекта Останкинской телебашни…

— Он — Леонардо да Винчи нашего времени. Архитектор, художник, музыкант и композитор, причем каждая из этих профессий могла бы стать основной. Под его редакцией выходили серии сборников гитарной музыки. Благодаря ему наши гитаристы смогли играть произведения Вилла Лобоса, Родриго, Барриоса… Пробить такое в Советском Союзе было очень сложно, а у него как-то получалось.

— Кроме советских авторов вы играете произведения, написанные для семиструнной гитары. Объясните, в чем особенность исполнения таких пьес?

— Пьесы для семиструнной гитары требуют от классического гитариста большей техники. Например, пьеса «Ах ты, матушка, голова болит» М. Высотского, которую я играл, на шестиструнной гитаре очень сложная, а на семиструнной исполнять ее легко. Еще проблема состоит в том, что многие произведения, которые в старину исполняли на семиструнной гитаре, записаны не самими авторами, а слушателями-негитаристами. Исполнять их записи на гитаре практически невозможно. Приходится делать собственные переложения.

— Гитаристы обожают спорить, какое произведение для их инструмента самое сложное…

— В 70-х годах на этот счет было однозначное мнение. Тогда появились ноты вариаций на тему русской народной пьесы «Утушка луговая», написанной Владимиром Дубовицким, и гитаристы недоумевали: как такое можно сыграть? Думали, что Дубовицкий просто пошутил, пока сам автор на одном из концертов не сыграл свои «вариации». В них было все, что только можно изобразить на инструменте. После этого в нашей среде считалось, если ты умеешь играть «Утушку луговую», значит, ты свой. сейчас эта «Утушка» не кажется чем-то запредельным. Вообще уровень молодых гитаристов значительно вырос. Сейчас играют лучше, чем 20–30 лет назад.

— Странно, в музыкальных школах до сих пор гитару преподают балалаечники и баянисты.

— Проблема с преподавателями остра по всей России, включая Москву. Хороших гитаристов по-прежнему мало. Гитара стала палочкой-выручалочкой для домристов, балалаечников, баянистов, так как преподаватели этих инструментов потеряли нагрузку. А выпускают они стопроцентный брак.

— К вопросу о браке. Делают ли в России хорошие гитары или в основном дрова заготавливают?

— У нас, по большому счету, не умеют делать инструменты. Ситуация примерно как с автомобилестроением. Хорошо, что появились качественные и недорогие инструменты зарубежного производства.

— Не могу не задать вопрос, что означает ваша фамилия?

— «Ага» с тюркского — господин, «баба» — дед. По-русски моя фамилия звучала бы «Старостин».

ЕВГЕНИЯ КОРОБКОВА
vm.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору