Когда концерт пианиста составлен из произведений отечественных авторов, это неудивительно. Странно, когда сочинения российских композиторов почти два часа играет гитарист. До сих пор в музыкальной среде считается, что достойных композиторов для гитары в нашем отечестве не было.
Музыкант Валерий Агабабов своей концертной деятельностью старается развеять этот миф.
— Могут ли российские авторы выдерживать конкуренцию с западными?— Знаете, как говорится, нет пророка в своем отечестве. На западе сейчас очень интересуются нашими авторами. Например произведения Олега Киселева из Аши включены в обязательную программу зарубежных музыкальных школ. В Москве работает композитор Герман Джапаридзе, написавший 24 прелюдии и фуги для гитары… К сожалению, многих достойных композиторов мы незаслуженно предали забвению. Мало кто сегодня помнит Владимира Максименко.
— Он, кажется, архитектор, автор проекта Останкинской телебашни…— Он — Леонардо да Винчи нашего времени. Архитектор, художник, музыкант и композитор, причем каждая из этих профессий могла бы стать основной. Под его редакцией выходили серии сборников гитарной музыки. Благодаря ему наши гитаристы смогли играть произведения Вилла Лобоса, Родриго, Барриоса… Пробить такое в Советском Союзе было очень сложно, а у него как-то получалось.
— Кроме советских авторов вы играете произведения, написанные для семиструнной гитары. Объясните, в чем особенность исполнения таких пьес?— Пьесы для семиструнной гитары требуют от классического гитариста большей техники. Например, пьеса «Ах ты, матушка, голова болит» М. Высотского, которую я играл, на шестиструнной гитаре очень сложная, а на семиструнной исполнять ее легко. Еще проблема состоит в том, что многие произведения, которые в старину исполняли на семиструнной гитаре, записаны не самими авторами, а слушателями-негитаристами. Исполнять их записи на гитаре практически невозможно. Приходится делать собственные переложения.
— Гитаристы обожают спорить, какое произведение для их инструмента самое сложное…— В 70-х годах на этот счет было однозначное мнение. Тогда появились ноты вариаций на тему русской народной пьесы «Утушка луговая», написанной Владимиром Дубовицким, и гитаристы недоумевали: как такое можно сыграть? Думали, что Дубовицкий просто пошутил, пока сам автор на одном из концертов не сыграл свои «вариации». В них было все, что только можно изобразить на инструменте. После этого в нашей среде считалось, если ты умеешь играть «Утушку луговую», значит, ты свой. сейчас эта «Утушка» не кажется чем-то запредельным. Вообще уровень молодых гитаристов значительно вырос. Сейчас играют лучше, чем 20–30 лет назад.
— Странно, в музыкальных школах до сих пор гитару преподают балалаечники и баянисты.— Проблема с преподавателями остра по всей России, включая Москву. Хороших гитаристов по-прежнему мало. Гитара стала палочкой-выручалочкой для домристов, балалаечников, баянистов, так как преподаватели этих инструментов потеряли нагрузку. А выпускают они стопроцентный брак.
— К вопросу о браке. Делают ли в России хорошие гитары или в основном дрова заготавливают?— У нас, по большому счету, не умеют делать инструменты. Ситуация примерно как с автомобилестроением. Хорошо, что появились качественные и недорогие инструменты зарубежного производства.
— Не могу не задать вопрос, что означает ваша фамилия?— «Ага» с тюркского — господин, «баба» — дед. По-русски моя фамилия звучала бы «Старостин».
ЕВГЕНИЯ КОРОБКОВАvm.ru