ИТОГИ
Дорогие друзья! Несколько дней назад завершила работу Авторская Гитарная Школа Александра Виницкого «Классика встречается с джазом» в ДШИ им. Ю. С. Саульского. Подведем итоги. В течение семи дней организаторы, участники, приглашенные гости, родители юных гитаристов, напряженно, плодотворно, и что не может не восхищать, с большим энтузиазмом и неподдельной радостью трудились, создавая ту незабываемую творческую атмосферу, в которой всех участников объединяла общая цель — в короткое время усвоить материалы столь насыщенной учебной программы и применить эти знания на практике — продемонстрировать их в своих сольных выступлениях и в ансамблевой игре.
Задача была поставлена сложная, в Авторской Гитарной Школе «Классика встречается с джазом» предусмотрено знакомство с дисциплинами, которые не изучаются в традиционной классической школе. Это основы гармонии и аранжировки, основы импровизации, анатомия музыкального произведения, особенности исполнения джазовой и популярной музыки на классической гитаре, искусство аккомпанемента, ритмическая и мелодическая импровизация, гитара в ансамбле, подготовка к выступлениям, психология сценического поведения и освобождение от зажимов.
Организаторы Школы не стремились обнадежить своих учеников заверениями, что уже завтра они начнут импровизировать, овладеют искусством аккомпанемента, научатся мгновенно самостоятельно гармонизовать заданную мелодию, анализировать гармонию, разовьют у себя хорошую гармоническую, ритмическую технику и умение слышать. Большие музыканты посвятили этому годы жизни, поэтому задача Школы, которая имеет название «Классика встречается с джазом» заключалась не в том, чтобы втолкнуть в учащихся как можно больше знаний в единицу времени в столь короткий период, а в том, чтобы в течение этих семи дней показать на примере исполняемой музыки и грамотно выстроенных занятий по выше перечисленным дисциплинам богатейшие возможности синтеза классики и джаза.
Сегодня джаз использует весь арсенал средств современной музыки. Фольклорные и традиционные стили джаза оказали огромное влияние на творчество многих выдающихся композиторов, пишущих классическую музыку, проникновение элементов джаза в современную симфоническую и камерную музыку и наоборот, элементов симфонической и камерной музыки в джаз происходит с еще большей интенсивностью в наше время. В Гитарную Авторскую Школу Александра Виницкого пришли ученики с разным уровнем подготовки, с различным «слуховым» опытом, с разными способностями, но всех объединяло желание двигаться дальше по пути постижения этого совсем нелегкого «легкого жанра», где действуют свои специфические законы, не менее важные и сложные, чем в процессе изучения законов классической музыки. Пренебрежение этими законами очень занижает уровень исполнения музыки, когда гитаристы, включая в свою программу джазовую музыку, или элементы музыки с джазовой стилистикой, плохо ориентируются в разно образии джазовых стилей и направлений, штрихах, ритмических моделях, правильном исполнении синкоп и акцентов (свинга), гармонических заменах, в джазовой гармонии. Не все в джазе можно зафиксировать в нотах, кроме общей музыкальной грамотности требуется ежедневная многолетняя практика в развитии вышеперечисленных навыков и слуховой опыт, хорошее знание джазовой музыки.
Непонимание всей сложности очень сужает арсенал технических и музыкальных средств и приемов, ограничивает репертуар исполнителей. Эта музыка часто звучит карикатурно при поверхностном подходе к ее исполнению, когда отсутствие знаний и законов «компенсируется» эмоциональным всплеском или непонятно откуда взявшейся уверенностью в том, что учиться этому не стоит труда. В заключение хочется отметить, что знания автора Летней Гитарной Школы — Александра Виницкого, практический опыт его композиторской, исполнительской и педагогической деятельности, позволили ему создать Авторскую Гитарную Школу, основанную на собственном методическом и нотном материале, значимость и востребованность которого подтверждена изданием его работ в крупнейших европейских нотных издательствах и в США, частотой исполнения его музыкальных произведений на конкурсах и в концертах, а также благодарностью педагогов, применяющих его методику в своей педагогической практике. За очень короткий период музыканты — участники Школы подготовили разнообразную, очень сложную в техническом и стилистическом плане программу, получили первоначальные знания в области мелодической и ритмической импровизации, аранжировки. Но главное, что они унесли с собой — это осознание того, что нужно очень долго и серьезно учиться исполнению джаза на классической гитаре, чтобы их гитара звучала «по-джазовому», что при правильном подходе это может стать увлекательным занятием и востребованной профессией. Участники Школы расширили свои горизонты в области познания стилистических особенностей и их разнообразия, узнали, с чего нужно начинать, что делать и чего делать не надо. И что очень важно, у большинства участников Школы появилось огромное желание развиваться в этом направлении дальше, что не может не радовать, и это является основанием для того, чтобы сказать, что цель и задачи Школы достигнуты!
vk.com