23 октября в Зале органной и камерной музыки имени А.Дебольской с успехом прошел концерт «Столкновение эпох».
На сцене блистал известный вио лончелист Глеб Степанов. В преддверии этого события мы узнали, как воспринимает музы кант сочинскую публику и поче му планирует приезжать сюда в дальнейшем.
Глеб, знаю, что это не первое Ваше выступление в Сочи. Видимо, у Вас уже сложились определенные взаимоотношения с сочинскими коллегами и сочинской публикой?
— И эти отношения я считаю очень хорошими.
Я уже дважды играл с Сочинским симфоническим оркестром под управлением Олега Солдатова. Во время моего первого приезда в Сочи, в 2012 году, была представлена программа из сочинений русских композиторов.
В 2014 году мы играли монографическую программу сочинений Шумана. Для каждого музыканта очень важно играть в комфортных условиях, а ваш Зал органной и камерной музыки предоставляет эту возможность. Чувствуется, что местная публика интересуется виолончельной музыкой, и меня как виолончелиста это, естественно, радует. Поэтому я приехал в Сочи в третий раз, чтобы предоставить на суд сочинской публики концерты для виолончели с оркестром Луиджи Боккерини и Дмитрия Шостаковича.
— Каким образом Вы формируете репертуар своих выступлений в Сочи?
— Программу моих выступлений в Сочи мы обсуждаем и утверждаем вместе с Олегом Солдатовым и Валерией Анфиногеновой.
Они умеют интересно сформировать репертуар, ориентируясь на вкусы и предпочтения постоянных слушателей. Известные произведения мы стараемся сочетать с теми, которые крайне редко звучат или ни разу не исполнялись в Сочи. К последним я могу отнести концерт Карла Давыдова, сыгранный в 2012 году, и концерт Боккерини, который прозвучит в этот раз. В общем, мы стараемся знакомить публику с теми произведениями, которые заслуживают того, чтобы быть и исполненными, и услышанными.
— Значит ли это, что Ваши концерты ориентированы на профессионалов, в деталях разбирающихся в творчестве известных мастеров?
— Конечно, нет. Я считаю, что людей, приходящих концерты, нельзя делить на профессионалов и дилетантов. Можно любить музыку, но не иметь к ней профессионального отношения, а можно иметь музыкальное образование, но не любить музыку (и такое часто бывает). Если человек любит музыку, профессия не имеет значения. Музыка эпохи барокко, к которой относятся произведения Боккерини, не является сложной для восприятия. У него ясный музыкальный язык, поэтому его произведения хорошо воспринимаются.
— Но Вы не станете отрицать, что некоторые музыкальные произведения сложны для восприятия?
— Конечно. Например, музыкальный язык Дмитрия Шостаковича достаточно сложен.
Но я никогда не скажу, что его концерты не стоит слушать людям, не связанным с музыкой. Считаю, что выдающееся музыкальное произведение может найти отклик в душе каждого слушателя независимо от его профессиональной принадлежности и увлеченности. То, о чем «говорит» в своей музыке Шостакович, может понять или почувствовать каждый пришедший на концерт.
— Раритетный музыкальный инструмент, на котором Вы исполняете свои концерты, добавляет статусности музыканту? Или необходим для определенного звучания исполняемого произведения?
— Исполнительская деятельность, в принципе, предполагает наличие у музыканта инструмента высокого класса. Музыкальные инструменты, изготовленные в XVII–XVIII веках итальянскими, французскими, немецкими мастерами, общепризнанно считаются лучшими. Такие инструменты представляют культурную и историческую ценность и являются частью Государственной коллекции. Приобрести такой инструмент в личное пользование нельзя, а взять в аренду можно. И так делают многие ассистенты-стажеры Московской государственной консерватории. Все свои концерты последние шесть лет я играю на виолончели, изготовленной в 1776 году известным итальянским мастером Марко Новелло.
— Обучаясь в аспирантуре Московской государственной консерватории, Вы надеетесь достичь новых высот в исполнительском мастерстве?
— Да, сейчас я ассистент-стажер (раньше это называлось аспирант). После пяти курсов Московской консерватории, я продолжаю стажироваться у своего педагога, профессора консерватории Натальи Гутман. С одной стороны, считаю большой честью продолжить обучение у величайшей виолончелисткой-современности, с другой — уверен, что учиться надо всю жизнь. Мне повезло: и в школе, и в консерватории у меня были замечательные педагоги, и я им искренне благодарен. Они всегда были доброжелательны в общении со студентами, не подавляли начинающих масштабом своей личности. Мастерство многих музыкантов старшего поколения в том, что они умеют кратко и лаконично передать главное. В творчестве не все можно объяснить словами, поэтому многое подкрепляется музыкальными примерами. При обучении в ассистентуре-стажировке все сконцентрировано на творчестве! Мне нужно продолжать обучение, чтобы дорасти до своих педагогов.
— Сложно ли совмещать обучение с концертной деятельностью, которая предполагает регулярные поездки в другие города и страны?
— Сложно, но это все взаимосвязано. Важно, чтобы у музыканта постоянно была практика, поскольку он должен быть «в форме». Ежегодно мы проводим музыкальный фестиваль в сентябре в Крыму. В этом году я был с концертами в Сингапуре, в Индонезии, на Сицилии, много езжу по России: только в этом году посетил Кисловодск, Ростов-на-Дону, Махачкалу, Новороссийск, Мурманск, Сыктывкар. В целом, дал концерты уже в 60 российских городах и везде есть слушатели, которые хотят послушать хорошую музыку в приличном исполнении. Считаю, что на любой концертной площадке любого районного центра нужно играть так, как в Большом зале Московской консерватории. Там, куда музыканты редко приезжают, публика очень благодарная.
— Чего бы Вы, в общем-то, уже состоявшийся музыкант, еще хотели бы достичь?
— Знаете, Мстислав Ростропович говорил, что у виолончелиста, в отличие от пианиста, есть шанс в течение жизни сыграть все, что написано для виолончели. Надо стараться. Тем более, что мы не знаем, какой продолжительности будет наша жизнь! Поэтому лучше не откладывать… В виолончельном репертуаре есть еще много интересного, что заслуживает возвращения на концертную сцену.
Источник: «Наш круг», октябрь 2015 года, СКФО.