Инициаторами «Gnesin Contemporary Music Week» стали студенты и аспиранты Академии
Фото предоставлено организаторами лаборатории
В Российской академии музыки имени Гнесиных прошла лаборатория «Gnesin Contemporary Music Week». Студенты своими силами организовали масштабный образовательный проект, посвященный современной академической музыке. Лекции и мастер-классы были открыты для всех желающих вступить на terra incognita — территорию новейшей музыки.
Кураторами лаборатории стали студенты и аспиранты Академии: Наталья Вересковская, Денис Добровольский, Владимир Жалнин, Ирина Севастьянова и Татьяна Яковлева.
По словам Ирины Севастьяновой, идея родилась не «сверху», а в самой студенческой среде. «Мы любим современную музыку. В прошлом году мы с Таней стали одними из создателей сайта Stravinsky.online. Вова работает в Союзе композиторов, Наташа и Денис участвуют в разных проектах, связанных с новой музыкой. Можно сказать, что в Гнесинке уже образовалась небольшая группа людей, которым эта тема очень интересна, и в какой-то момент мы поняли, причем, независимо друг от друга, что находимся в некоторой изоляции и нам надо выходить за рамки вузовской программы. Нам захотелось, чтобы в Академии не только говорили о современной музыке на конференциях, но чтобы она звучала. Поскольку в учебных программах у исполнителей предметов по современной музыке мало, а преподаватели ее не жалуют (конечно, есть исключения, например, на кафедрах ударных инструментов, саксофонов), то мы поняли, что не получится просто собрать музыкантов и раздать им ноты современных композиторов».
Именно тогда у молодых людей появилась идея о создании образовательной лаборатории. Они обратились к музыкантам из московских ансамблей современной музыки с просьбой о помощи. Те мгновенно откликнулись и ребята быстро нашли преподавателей по разным инструментам.
«Затем мы просто объявили клич в соцсетях о том, что ищем музыкантов для создания ансамбля. Составив список всех участников, мы обратились к флейтисту Ивану Бушуеву, кларнетисту Евгению Бархатову и скрипачу Станиславу Малышеву с просьбой помочь нам составить список сочинений, которые ребята могли бы выучить за короткий промежуток времени. Мы составили программу концерта и начали репетировать», — говорит Ирина Севастьянова.
Концерт студенческих ансамблей стал итоговой точкой проекта, сама же лаборатория включила различные форматы: воркшопы, лекции и практикумы. Лекцией об ансамблях и фестивалях современной музыки и кураторы лаборатории открыли проект, а творческой встречей с молодым ансамблем KYMATIC закрыли его образовательную часть. KYMATIC выступил в одном из концертных вечеров лаборатории.
В течение целого месяца, ещё до начала проекта, с вокалистами Академии начала заниматься Ольга Власова — певица-актриса, дирижер, хормейстер, руководитель вокального ансамбля interACTive. На лаборатории она провела открытый воркшоп, где представила работу над Секвенцией #3 Лучано Берио, а также рассказала о своих взглядах на проблемы исполнительства и восприятия современной музыки сегодня.
Во второй день лаборатории композитор Дмитрий Мазуров рассказал о современной электронной музыке, а его коллега Владимир Горлинский провёл практикум, посвященный пространственной импровизации. Состав получившегося ансамбля оказался довольно необычным: аккордеон, разного калибра стеклянная посуда и смычок, флейта, голос, металлический лист и… звук улицы. Музыкантам предложили почувствовать уличное пространство и выстроить с ним диалог: найти общий баланс со своим инструментом, учитывая звук проезжающих автомобилей, шум колес и так далее.
Кроме теоретических занятий на «музыкальной неделе» большое уделялось внимание исполнению музыки современных композиторов. Мастер-классы со студентами проводили участники известных московских ансамблей новой музыки. Художественный руководитель фестиваля Viola is my life Сергей Полтавский, рассказал о современных техниках игры на альте. Григорий Кротенко поделился опытом интерпретации пьес с участием контрабаса, рассказал о творческой работе с Софией Губайдулиной. Профессор Александр Рыжинский дал мастер-класс на тему «Хоровые фактуры в современной музыке», в котором принял участие вокальный ансамбль Altro Coro. На воркшопах Наталии Черкасовой (фортепиано) и Ивана Бушуева (флейта) студенты показали работу над сольными пьесами, а педагоги завершили встречи исполнением дуэтов для флейты и фортепиано.
По словам музыковеда Татьяны Яковлевой, главной удачей проекта стала именно практическая часть. «Сама современная музыка и потрясающие исполнители — это и есть самое важное для меня. Я пишу диссертацию о современном французском композиторе Жорже Апергисе, и, конечно, регулярно хожу на концерты и фестивали новой музыки, на лекции, конференции, и понимаю, насколько велик пробел, даже бездна в нашем образовании. В особенности это относится к исполнительским факультетам. Чувство несправедливости по отношению к этой музыкальной области лично меня стимулировало на решительные действия».
У участников и гостей лаборатории было четыре дня интенсивного погружения в пространство музыки ХХ и XXI века. Масштаб проекта, проведенного студентами, впечатляет. Охватить такой широкий спектр задач — очень серьезная и профессиональная работа. Итогом проекта стал финальный концерт, где прозвучали сочинения Арнольда Шёнберга, Лучано Берио, Кэти Берберян, Тристана Мюрая, Фредерика Ржевски, Николая Корндорфа, Клауса Ланга и Франческо Филидеи.
Источник:
www.ng.ru