Готовность к переменам

Добавлено 27 декабря 2012 muzkarta

Жания Аубакирова (фортепиано)

Процессы, происходящие в последние годы в образовательной сфере и в частности в творческом вузе, демонстрируют готовность казахстанцев к переменам, к выполнению самых сложных и ответственных задач, поставленных Президентом страны в Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Если бы еще недавно мне сказали, что Казахская национальная консерватория им. Курмангазы подаст заявление на институциональную аккредитацию, я бы очень удивилась и, скорее всего, не восприняла всерьез. Какая еще «аккредитация», если наши оркестры, солисты и хор триумфально гастролируют по всему миру, играют в лучших залах и собирают восторженную прессу в Европе и США?

А главное – наша специфика. Музыканты начинают учиться едва ли не с младенческого возраста, занимаются у мастера в индивидуальном классе, а традиционные для других вузов дисциплины для нас, играющих и поющих, большей частью неактуальны. Как же нас собираются оценивать наряду с финансистами, инженерами или программистами, выжимая некие баллы, таблицы и показатели?

Несколько десятилетий назад мы имели стабильную государственную систему со строго подконтрольными вузами. Всем было известно, где и как учат. Но так быстро все переменилось, и теперь во всем мире, так же, как и у нас в стране, выросла необъятная вселенная высшего образования: огромный перечень специальностей, легион вузов, государственных и частных, старинных и совсем новых…

Собственно, на выборе изучае­мых дисциплин, на выборе преподавателей, страны обучения и построена Болонская система высшего образования, принятая у нас в Казахстане. В связи с этим часто вспоминаю слова известного российского музыканта и менеджера Олега Нестерова, который, занимаясь со студентами консерватории, говорил: «Первое в сегодняшнем мире – это привлечь внимание. Всего и везде так много, что внимание превратилось в главную ценность». «Выбери меня!» – говорит и магазин с яркими витринами, и глянцевый журнал с кричащей обложкой, и научная лаборатория со своим сверхсовременным оборудованием, и, конечно же, вуз. Сами того не замечая, мы все оказались на рынке – на рынке товаров и услуг.

И, как я теперь понимаю, а вместе со мной весь наш коллектив, аккредитация – это инструмент, помогающий ищущей и думающей молодежи сделать правильный выбор – выбор вуза, где вы, студент, станете, как древнегреческий человек у философа Протагора, «мерой всех вещей». Где ваше мнение будет всегда услышано и учтено, где вам предоставят доступ к любой нужной информации, где вы сможете спланировать присущую именно вам траекторию обучения с нужным набором элективных дисциплин, которые предлагаются каждым вузом для более разнообразной и детальной подготовки студента. И, оказывается, в этом случае на страже интересов обучающегося будет стоять аккредитация – объективная проверка соответствия всех составляющих вузовского образования его интересам.

И вот Независимое агентство аккредитации и рейтинга пришло в консерваторию. К этому мы готовились долго и старательно: все, что раньше происходило интуитивно и спонтанно, теперь подверг­лось осознанию и анализу. Нам пришлось сформулировать нашу миссию и видение – куда и зачем мы движемся, для чего вообще существуем?

Если раньше стратегический план существовал больше теоретически, как важный, но абстрактный до­кумент, то теперь мы должны были построить всем коллективом общую стратегию – систему целей и приоритетов, ведущих к осуществлению миссии, то есть понять: что, когда и зачем нужно сделать сегодня, завтра и в долгосрочной перспективе.

Мы заново оценили качество наших образовательных программ, их содержание и структуру; еще раз обсудили с работодателями – теат­рами, филармонией, оркестрами, музыкальными колледжами, каких специалистов они ждут от нас и как этих специалистов лучше учить в соответствии с вновь возникшими вызовами, проблемами и запросами.

Всего не перечесть: от библиотеки и общежития до профессорско-преподавательского корпуса – все подверглось анализу согласно принятым стандартам. Последние месяцы перед аккредитацией мы провели в постоянном процессе обучения – наши педагоги сели за парты, чтобы с помощью специалистов из-за рубежа и казахстанских коллег обновить или заново приобрести знания в области современного бизнес-мышления, обучиться основам маркетинга, принципам корпоративного управления, представить стратегические планы развития.

Профессора и бизнес-тренеры из Санкт-Петербурга, Москвы, Манчестера, Международной академии бизнеса получили для себя неожиданный и позитивный опыт общения с музыкантами, традиционно считающими себя далекими от сфер экономики, финансов, бизнеса. Честно говоря, не ожидала такой готовности наших педагогов учиться и воспринимать новые знания – видимо, необходимость в них продиктована временем, и уже сформировалась неформальная потребность, мотивация, настоящая осознанность и в нашей творчес­кой среде.

Излюбленным вопросом уважаемой комиссии был такой: «Что бы вы сделали в первую очередь, если бы были ректором?» Дежурный ответ: «У нас все хорошо, меня все устраивает» отметался сразу как неадекватный. Аккредитационная комиссия как будто назначала каждого на главную роль, заставляла по-новому взглянуть на свои возможности, превращая мечты и надежды в реальные шаги.

Голос каждого действительно был услышан. То, о чем мы говорили между собой – и возобновление оперной студии, и расширение информатизации и компьютеризации наших классов и библиотеки, и включение новых востребованных учебных дисциплин, – все превратилось в ясные и обозримые рекомендации аккредитационной комиссии.

С другой стороны, нам ли не знать, какими мы были раньше и какими стали теперь – с прекрас­но работающим концертным залом, студией звукозаписи, радио Classica и лавиной лучших музыкантов мира, приезжающих к нам на мастер-классы и концерты. Но нам еще многое предстоит сделать в самых разных направлениях, чтобы стать вровень с лучшими музыкальными вузами мира.

Мы, например, гордимся трехъязычным сайтом консерватории, а член аккредитационной комиссии, вице-президент АЕС (европейская ассоциация консерваторий, академий и высших школ музыки) и проректор Парижской консерватории Гретчен Амюссен посетовала: «У вас недостаточно разработана английская версия сайта. Так о вас никто не узнает, нужна информация о вас, соответствующая всем мировым критериям. Ведь вы хотите стать брендом, авторитетной корпорацией, фирмой. Сегодня без этого никуда, вы просто потеряетесь в конкурентной борьбе».

Будучи одним из самых крупных профессионалов, она высоко оценила масштабные перемены в нашем вузе и, соответственно, качественный рост студентов по всем направлениям. Ведь именно ей, американке с блестящим образованием и опытом, удалось сдвинуть знаменитую Парижскую консерваторию с точки комфорта и превратить ее за несколько лет из академической и консервативной в современное успешное, динамичное и активно сотрудничающее со всем миром учреждение.

В самом деле: возможно, благодаря аккредитации мы поняли, что консерватория – тоже субъект рынка образования, а не только творческая организация, какой себя считали раньше. Теперь вынуждены доказывать, что соответствуем современным стандартам, и Независимое аккредитационное агентство заставило нас сделать первый замер – как и насколько им соответствуем.

По мнению наших зарубежных экспертов, в ходе собеседований с педагогами разных возрастов и студентами они не встретили формальных ответов, цинизма, апатии или неуверенности в себе и своем будущем. Специалисты с удивлением констатировали, что студенты с оптимизмом воспринимают перспективы профессии, у них горят глаза – то, что нечасто встречается в среде европейской образовательной молодежи.

Наши педагоги, вопреки привычному клише художников-индивидуалистов, проявляли в своих высказываниях не привычные для европейского духа чувства патриотизма и гордости за страну, за коллектив, в котором работают.

Ну и самое главное. Готовясь к аккредитации, волнуясь, вкладывая усилия и радуясь, что аккредитация прошла успешно, мы еще раз почувствовали себя одной командой, семьей, где один за всех и все – за одного, как бы это банально ни звучало.

Мы пережили все вместе, всем коллективом – преподаватели и администрация, сотрудники и студенты. И огромной наградой для нас стали слова Пэпа Лассманна, члена аккредитационной комиссии и ректора Эстонской академии музыки: «Я впервые в Казахстане с 1988 года, когда выступал здесь с концертами. Разительные перемены! Во всем чувствуется какой-то особый энтузиазм, вера в будущее, я бы сказал – пассионарность. Это действительно процесс национального возрождения! Поразительно, что студенты наравне с педагогами и администрацией ждали результатов аккредитации и кричали «Ура!», когда все закончилось».

Я и сама часто радуюсь сплоченности и чувству общности, будто пронизывающим весь народ Казахстана. Конечно, мы недавно стали нацией на карте мира и стремительно заявляем о себе. Во многом обращаемся к опыту послевоенной Японии, или всей Азии, где привык­ли заботиться о каждом, никого не бросать в беде, как это принято в семье, и каждый платил своей корпорации и фирме огромной преданностью и самоотверженным трудом. Никакого индивидуализма, никакого эгоизма – все идут к общей цели и работают, работают не покладая рук.

В те годы Япония получила прозвище Japan Incorporated, что означает «Япония, превращенная в единую корпорацию». Как будто не Sony и Toyota, не Mitsubishi и Fuji, объединившись, стали Японией, а Япония, единая семья, разделилась на фирмы и подразделения, оставаясь мегакорпорацией по имени Japan.

Все эти фирмы как бы заново родились, освоили самые современные технологии и самые современные методы управления. Взамен философско-поэтического настроя нации-созерцателя явился настрой деловой, бизнес-ориентированный, умеющий подсчитывать «за» и «против» и находить лучшие решения.

Теперь и нам суждено пройти похожий путь. Казалось бы, не такое уж большое событие – аккредитация… Однако это только «казалось», потому что благодаря ей мы почувствовали, что и наша страна, как когда-то Япония, готова к глобальному прорыву в будущее, который может состояться только ценой нашего единства, нашего общего стремления к процветанию в современном независимом государстве, нашей готовности внести неповторимый вклад в общее дело.

Именно об этом говорится в Послании Президента страны «Стратегия «Казахстан-2050». Именно эти мысли наиболее созвучны нам, дея­телям культуры, поскольку в своем творческом процессе мы питаемся прежде всего энергетическими импульсами воодушевления, вдохновения, надежды и уверенности в будущем.

Мы будем распространять как можно больше энергии, объединяющей нацию, чтобы ускорить процесс вхождения в ряды самых цивилизованных стран мира, с опорой на уже известную формулу – Kazakhstan Incorporated.

народная артистка РК, ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы
Жания АУБАКИРОВА,

27.12.2012
Газета "Казахстанская правда"

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору