Гусляр Павел Лукоянов объездил с концертами полмира: бывал в Австрии, Голландии, Китае, Индии... За границей, уверяет, принимали тепло и душевно. В российских городах его концерты тоже проходят с аншлагом. В зале собирается и молодёжь, и слушатели постарше. Такая вот магия гуслей звончатых.
Не зря же на Руси они издавна считались волшебным инструментом. Помните, как былинный герой Садко игрой на гуслях смог утихомирить морского царя? Гусли надо хотя бы один раз послушать и они не отпустят.
Раскроем секрет: вполне возможно, скоро тюменцам не придётся ждать очередных гастролей столичных музыкантов. Павел Лукоянов провёл мастер-класс по игре на гуслях для Игоря Садикова, балалаечника Тюменского оркестра русских народных инструментов им. Л.Ф. Беззубова.
К слову, в Тюмень Лукоянов приезжал уже второй раз. В 2013‑м он участвовал в традиционном городском фестивале «Осенняя рапсодия», играл с роялем и с нашим оркестром. В этом году с ансамблем русских народных инструментов «Ваталинка» центра культуры и творчества «Тюмень». Директор центра Сергей Трифонов в своё время и явился инициатором приглашения известного гусляра в Тюмень.
Концерт проходил на сцене концертного зала колледжа искусств (за что музыканты признательны ректору Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий Игорю Шишкину). А благодаря проекту «Культура России» партии «Единая Россия» с творчеством Павла Лукоянова смогли познакомиться не только тюменцы, но и ялуторовчане.
Данный проект заинтересовал нас прежде всего необычностью и эксклюзивностью исполнения на старинном русском струнном музыкальном инструменте, отметил координатор проекта «Культура России» депутат Тюменской областной Думы Алексей Салмин. Если традиционная балалайка, баян и домра представлены в образовательном и культурном пространстве города и региона, то гусли воспринимаются как инструмент в определённой степени экзотический. Хотя все мы с детства помним «преданья старины глубокой», русские былины и эпические сказания, которые исполнялись под необычное, особенное музыкальное сопровождение. Гусли выразитель национального характера. И если мы говорим о сохранении национальной идентичности, ценностях и достижениях своей культуры, то должны быть знакомы с таким чисто русским феноменом, как гусли.
Инструмент завораживает слушателя, уверен Павел Лукоянов. Душа откликается на его звучание. Думаю, на уровне генетической памяти он близок каждому из нас. Сегодня интерес к традиционным русским гуслям растёт, что приятно! Не знаю такого человека в России, которому бы не нравилось переливчатое звучание звонких гусельных струн.
Когда вы его впервые услышали? Лет в двенадцать. Именно в этом возрасте начал заниматься музыкой. Казалось бы, поздно... Дети обычно идут в музыкальную школу в шесть-семь лет. У меня сложилось иначе. Пришёл, записался на занятия по игре на фортепиано. Мне повезло: в этой школе учили играть и на гуслях. Однажды на отчётном концерте и услышал, как они звучат. Сразу же захотелось подружиться с этим удивительным инструментом. Если есть желание, непременно добьёшься цели. За один год освоил программу четырёх классов по фортепиано, параллельно изучал и гусли.
Выходит, гусли вас приворожили? Похоже на то (
улыбается). К концу музыкальной школы определился: хочу играть только на гуслях. Выбрал своей профессией музыку. Она завладела моим сердцем. В общеобразовательной школе учился в профильном классе, с физико-математическим уклоном. И, знаете, легко давались мне и эти предметы. Думаю, не возникло бы проблем с поступлением в технический вуз. Впрочем, чему удивляться? Ещё Пифагор пытался выразить красоту музыки с помощью чисел. Он создал свою школу мудрости, положив в её основу два предмета музыку и математику. Музыка, наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, воспринималась как научная дисциплина, а не практическое занятие искусством. Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков...
Как родители отнеслись к вашему выбору? Очень благожелательно. Не пытались меня отговорить-переубедить. Просто поддержали, как всегда.
Что обычно исполняете для заграничных слушателей? Особую программу, в которую включена классика, музыка эпохи барокко, музыка народов мира.
Просят ли что-то исполнить на бис? Просят. Всегда «Калинку» (
смеётся). Иду на поводу, куда деваться?!
Павел, вы первый исполнитель оригинальных произведений для гуслей звончатых. Расскажите о композиторах, которые для них пишут. Гусли звончатые снова становятся популярными. Многие современные композиторы, которым тесно в рамках народных мелодий, переносят этот инструмент в сферу академической музыки. Творческие эксперименты слушатели воспринимают очень благожелательно. Я исполняю пьесы, сказы, фантазии заслуженного артиста России Виктора Малярова, произведения Олега Меремкулова. Он автор диптих-симфонии для виолончели, гуслей звончатых и симфонического оркестра. Премьеры уже прошли в Санкт-Петербурге, Красноярске. Скоро и в Москве представят это уникальное сочинение.
Исполняю также произведения классиков народного жанра Веры Городовской, Евгения Дербенко и других авторов.
Вы подчёркиваете, что играете на гуслях звончатых. Наверняка это не просто красивый эпитет... Когда-то слово «звончатые» действительно было просто эпитетом, отражавшим характер звучания инструмента. Но сейчас это устоявшееся название, которое помогает отличать инструмент от других его разновидностей щипковых и клавишных. Звончатые гусли самые давние и самые простые. Треугольный или трапециевидный ящик при игре ставился на колени музыканта. Струн было немного, от семи до тринадцати, причём дополнительных октавных звуков не имелось вовсе. Пока на звончатых гуслях играли отдельные музыканты, их не смущала простота инструмента. Но когда эти гусли стали частью оркестра, недостатки сразу стали явными. Оркестрантов не устраивал малый диапазон. Тогда стали делать гусли разных размеров и по-разному их настраивать не только в обычном регистре, но и в альтовом, басовом. Самые маленькие пикколо...
Щипковые гусли устроены намного сложнее звончатых. У них значительно больше струн. Совокупное натяжение всех струн очень велико, поэтому конструкторы снабдили инструмент металлической рамой, размещенной в прямоугольном корпусе, который стоит на ножках. Под рамой укреплена дека, усиливающая звучание струн и придающая ему приятный тембр. Музыкант играет на щипковых гуслях пальцами обеих рук.
Есть ещё гусли клавишные. Появились в конце прошлого века, у них другая техника игры, другой репертуар.
Сложно ли научиться игре на гуслях звончатых? На первый взгляд, это очень простой инструмент. Освоить его под силу любому. Обычно ребёнок после одного-двух занятий может порадовать родителей несложной мелодией. Но это лишь макушка айсберга. Чтобы исполнять серьёзные вещи, ещё и вместе с оркестром, нужно учиться не один год.
В умелых руках этот чудо-инструмент и колоколами звенит, и ручейком журчит, и соловьём поёт... Не зря же гусли были популярны и среди простого народа, и среди знати. Существовал оркестр гусляров при дворе Ивана Грозного. Во времена Екатерины II инструмент использовали вместо клавесина. Как тут не вспомнить Василия Трутовского, композитора, собирателя народных песен?! Он был певцом при дворе императрицы в Санкт-Петербурге, стал камер-гуслистом Екатерины Великой... Трутовский составитель первого изданного в России нотного музыкально-фольклорного сборника.
В старину музыканты сами делали себе инструмент, под свою руку, под свой голос. Как вы себе гусли подбирали? Заказал их у мастера, живущего в небольшой деревушке под Санкт-Петербургом. Его фамилию, к сожалению, не помню... Мастера помогла найти мой преподаватель из «Гнесинки» Любовь Жук. Любовь Яковлевна исполнитель, педагог, художественный руководитель ансамбля гусляров «Купина», заслуженная артистка России, заведующая кафедрой национальных инструментов народов России РАМ имени Гнесиных, лауреат международных и всероссийских конкурсов, фестивалей.
Гусли такой инструмент, который при желании может сделать любой. Но чтобы музицировать на большой сцене, гусли должны звучать безукоризненно. А вот такие инструменты делают мастера. Их сегодня немного, они штучные специалисты: Ермолаев, Боков, Кондаков... Секреты изготовления гуслей передают из поколения в поколение, невозможно попасть в подмастерья со стороны.
Одна из целей проекта «Культура России» «привить моду» на народное искусство. Возможно ли это в наш век компьютерных технологий? Думаю, да. Если будет поддержка народного искусства на разных уровнях. Именно это я вижу у вас, ведь народное искусство поддерживает и правительство, и губернатор Тюменской области.
Те же компьютерные технологии могут быть в помощь. Не берусь говорить, где приобрести диски с народной музыкой. Отыскать записи в Интернете не составит труда. Конечно, это не передаст всей красоты звучания этого народного инструмента. И всё же...
Музыка, да и вообще любое творчество, гармонично развивает ребёнка. В будущем он сможет многого добиться в жизни.
Слушаете ли вы современную эстраду, отечественную или зарубежную? Большим поклонником не являюсь. Предпочитаю классическую музыку. Джаз люблю. У меня даже есть этноджаз-проект «Зимнее солнце». Надеюсь, однажды удастся представить его и в Тюмени. Мы с другом Одиссеем Богусевичем записали целый диск. Эти мелодии причудливый сплав народных интонаций и элементов джаза, минимализма и современной академической музыки. Выступали (иногда втроём, приглашали ударника Загида Алыкова) на фолк-фестивалях, теле- и радиопередачах, участвовали в тематических вечерах Государственного музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки. С новой программой наше трио выступало на X Международном фестивале «Koktebel Jazz Festival».
Свой первый концерт помните? Признаться, нет. Каждое новое выступление настолько переполняет меня эмоциями, что перекрывает предыдущее. Для музыканта счастье, когда концертов много.
Не боитесь подхватить звёздную болезнь? Нет. У музыкантов, для которых творчество на первом месте, иммунитет к этой болезни вырабатывается. Для меня не имеет значения, в каком зале выступать, сколько человек пришло. Всегда выкладываюсь на сто процентов!
С 2008 года в Тюменской области реализуется проект «Культура России» партии «Единая Россия».Любовь Киселёва.
http://www.t-i.ru