Известный гитарист Айнур Бегутов посвятил руководителю хоровой капеллы «Возрождение» Елене Беляевой прелюдию в бразильском стиле
![](http://muzkarta.info/f/i/1b960971d675e8456655783504e8128f.jpg/)
Академизм и почитание традиций исполнительского гитарного мастерства являются визитной карточкой Айнура Бегутова. Когда-то в 90-х музыкант из Дагестана был покорён записями испанца Андреса Сеговии и русского гитариста Сергея Орехова. Эти исполнители, каждый по-своему, поднял значимость своего инструмента до уровня других академических, значительно расширив репертуар произведений для гитары. Айнур Бегутов продолжает воплощать в жизнь их идеи, вовлекая в эту всеобщую влюблённость новых и новых поклонников. 8 февраля заслуженный артист Республики Дагестан, исполнитель на классической, русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне представил в Амурской областной филармонии образцы инструментальной классики.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b96097136a548e5b665981504e8128f.jpg/)
Два столпа гитарной музыки, два гения Андрес Сеговия и Сергей Орехов встретились в рамках программы Айнура Бегутова. Эти мастера сделали для своего инструмента так много, что мировая музыкальная общественность им за это безмерно благодарна.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b96097136a548e5b665783504e8128f.jpg/)
Испанец Андрес Сеговия считается отцом современной академической гитары. Её он с детства мечтал сделать столь же признанным инструментом в академической музыке, как фортепиано или скрипка. Сеговия как сам перекладывал известные сочинения, так и просил современников писать специально для гитары. Благодаря этому испанцу совершенно по-новому зазвучали такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и композиции Чакона Баха. Многие композиции, переложенные для гитары, уже почти не исполняются на оригинальных инструментах.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b96097136a548e5b665d82504e8128f.jpg/)
На призыв Сеговии начали откликаться испанские, европейские и латиноамериканские композиторы Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Марио Кастельнуово-Тедеско, Мануэль Понсе и другие. Целый ряд произведений специально для Андреса Сеговии написал Эйтор Вилла-Лобос, и эта творческая дружьба продолжалась всю жизнь. В этот вечер благовещенская публика услышала то, к чему когда-то прикоснулась рука Сеговии. Прозвучали Grand Solo Фернандо Сора, «Каталонские песни» Мигеля Льёбета, сочинения Федерико Морено-Торробо, «Астурия» Исаака Альбениса и другие. О том, как увлечённо Андрес Сеговия работал с произведениями, как складывалась его дружба с композиторами, не менее увлечённо рассказывала ведущая Елена Беляева.
Я покорён вашей подготовкой, некоторые факты для меня были открытием. Ни в каком городе меня и мою программу так хорошо не представляли, отметил Айнур Бегутов работу Елены Беляевой и посвятил ей чувственную «Прелюдию № 1 шоро» Вилла-Лобоса.
Браво! ответили зрители на виртуозную игру музыканта. Он только скромно улыбался. В игре Айнура Бегутова было что-то очень личное он нежно обнимал гитару, словно даму сердца и, наклонившись, смотрел на неё, как будто заглядывал ей в глаза.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b960971d675e8456655885504e8128f.jpg/)
Вторая часть программы была посвящена русской семиструнной гитаре и её активному пропагандисту Сергею Орехову. Он был гениальным исполнителем и импровизатором, стал автором многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Рассказывают, что, когда в Россию на гастроли приехал всемирно известный испанский гитарист Пако де Люсия и его спросили, с кем из советских гитаристов он хотел бы встретиться, испанец ответил: «Меня интересует только Орехов!» К сожалению, их встреча так и не состоялась.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b96097136a548e50655889504e8128f.jpg/)
Приверженность к семиструнной гитаре также является отличительной особенностью творчества Айнура Бегутова: он не только играет общеизвестный репертуар, но и возрождает забытые композиции. Он стал первым российский музыкантом, кто исполнил концерт для семиструнной гитары и симфонического оркестра. Это был «Русский концерт» Игоря Рехина. В коллекции Айнура Бегутова даже есть один уникальный инструмент с добавочным рядом особых струн, изготовленный в 1910 году Робертом Архузеном, которого в царской России ассоциировали со Страдивари. Но её музыкант выносит на сцену в редких случаях. Айнур Бегутов даже читает лекции по «русской гитаре» не только в России, но и за рубежом. В рамках этого «ликбеза» он рассказывает, что современный вид гитаре в середине XIX века придал испанец Антонио де Торрес. До него инструмент был негромким, маленьким, менее выпуклым и с нечётным числом струн. Именно Торрес дал гитаре громкий, насыщенный голос, увеличив глубину корпуса, это повлияло и на удобство держания гитары. Испанский мастер задал и общепринятый стандарт для длины струн: мензура (вибрирующая часть струны) должна быть 650 миллиметров.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b96097136a548e5366578c504e8128f.jpg/)
Айнур Бегутов постоянно расширяет гитарный репертуар. По его инициативе и для него было написано два концерта для гитары с оркестром: Виталий Харисов создал «Дагестанский концерт», Рашид Калимуллин «Концерт для гитары с оркестром». С 2005 года музыкант занимается сразу несколькими крупными проектами, которые получили успех в культурном сообществе: это Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», Международный конкурс имени М. Т. Высотского, Международный фестиваль Muz-Tranzit, абонемент «Виртуозы гитары», абонемент «Диалоги с гитарой» (г. Казань). В июне 2009 года музыкант записал свой первый сольный альбом Guitar recital.
Сегодня в репертуаре музыканта более 10 концертов для гитары с оркестром. Есть и сольные программы: Grand Solo, «От ренессанса до наших дней», «История инструментальной сюиты», «Августин Барриос. Жизнь и творчество», «Андрес Сеговия испанский Орфей», "Русская фантазия«.
![](http://muzkarta.info/f/i/1b960971d675e8458685d82504e8128f.jpg/)
В Благовещенске Айнур Бегутов побывал в третий раз. Признался, что за это время амурский берег ему полюбился настолько, что сюда хочется возвращаться. Тем более что областная филармония начала тщательнее подходить к подбору зрителей для таких концертов. Встреча прошла в рамках «Клуба друзей филармонии» своеобразной элиты, разбирающейся лучше другой публики в классической музыке. И гость стразу же это почувствовал.
Я увидел, что в Благовещенске есть публика, которая радуется и ждёт новых культурных проектов. Для меня как для артиста это очень важный факт. И таким людям хочется давать. Публика в какой-то степени была рафинированной, отметил на следующий день Айнур Бегутов в эфире радио «Эхо Москвы в Благовещенске».
На Дальнем Востоке в рамках этого тура музыкант побывал также в Хабаровске и Якутске, где, помимо концертов, он провёл мастер-классы для студентов местных музыкальных колледжей. Эта работа ему тоже близка: в настоящее время Айнур Бегутов преподаёт в Казанском музыкальном колледже имени И. В. Аухадеева и прекрасно совмещает свою работу с выездными концертами. Они должны сохраниться, несмотря ни на какой кризис, считает музыкант.
Общество позиционирует себя через культуру. И останавливать её развитие, её продвижение ни в коем случае нельзя, отметил Айнур Бегутов.
Наталья Шлямоваwww.amur.info