И тронул нежно струны…

Добавлено 11 февраля 2015 muzkarta

Зал Амурской филармонии, Амурская филармония

Известный гитарист Айнур Бегутов посвятил руководителю хоровой капеллы «Возрождение» Елене Беляевой прелюдию в бразильском стиле

Академизм и почитание традиций исполнительского гитарного мастерства являются визитной карточкой Айнура Бегутова. Когда-то в 90-х музыкант из Дагестана был покорён записями испанца Андреса Сеговии и русского гитариста Сергея Орехова. Эти исполнители, каждый по-своему, поднял значимость своего инструмента до уровня других академических, значительно расширив репертуар произведений для гитары. Айнур Бегутов продолжает воплощать в жизнь их идеи, вовлекая в эту всеобщую влюблённость новых и новых поклонников. 8 февраля заслуженный артист Республики Дагестан, исполнитель на классической, русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне представил в Амурской областной филармонии образцы инструментальной классики.

Два столпа гитарной музыки, два гения — Андрес Сеговия и Сергей Орехов встретились в рамках программы Айнура Бегутова. Эти мастера сделали для своего инструмента так много, что мировая музыкальная общественность им за это безмерно благодарна.

Испанец Андрес Сеговия считается отцом современной академической гитары. Её он с детства мечтал сделать столь же признанным инструментом в академической музыке, как фортепиано или скрипка. Сеговия как сам перекладывал известные сочинения, так и просил современников писать специально для гитары. Благодаря этому испанцу совершенно по-новому зазвучали такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и композиции Чакона Баха. Многие композиции, переложенные для гитары, уже почти не исполняются на оригинальных инструментах.

На призыв Сеговии начали откликаться испанские, европейские и латиноамериканские композиторы — Федерико Морено-Торроба, Хоакин Турина, Марио Кастельнуово-Тедеско, Мануэль Понсе и другие. Целый ряд произведений специально для Андреса Сеговии написал Эйтор Вилла-Лобос, и эта творческая дружьба продолжалась всю жизнь. В этот вечер благовещенская публика услышала то, к чему когда-то прикоснулась рука Сеговии. Прозвучали Grand Solo Фернандо Сора, «Каталонские песни» Мигеля Льёбета, сочинения Федерико Морено-Торробо, «Астурия» Исаака Альбениса и другие. О том, как увлечённо Андрес Сеговия работал с произведениями, как складывалась его дружба с композиторами, не менее увлечённо рассказывала ведущая Елена Беляева.

— Я покорён вашей подготовкой, некоторые факты для меня были открытием. Ни в каком городе меня и мою программу так хорошо не представляли, — отметил Айнур Бегутов работу Елены Беляевой и посвятил ей чувственную «Прелюдию № 1 шоро» Вилла-Лобоса.

— Браво! — ответили зрители на виртуозную игру музыканта. Он только скромно улыбался. В игре Айнура Бегутова было что-то очень личное — он нежно обнимал гитару, словно даму сердца и, наклонившись, смотрел на неё, как будто заглядывал ей в глаза.

Вторая часть программы была посвящена русской семиструнной гитаре и её активному пропагандисту Сергею Орехову. Он был гениальным исполнителем и импровизатором, стал автором многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Рассказывают, что, когда в Россию на гастроли приехал всемирно известный испанский гитарист Пако де Люсия и его спросили, с кем из советских гитаристов он хотел бы встретиться, испанец ответил: «Меня интересует только Орехов!» К сожалению, их встреча так и не состоялась.

Приверженность к семиструнной гитаре также является отличительной особенностью творчества Айнура Бегутова: он не только играет общеизвестный репертуар, но и возрождает забытые композиции. Он стал первым российский музыкантом, кто исполнил концерт для семиструнной гитары и симфонического оркестра. Это был «Русский концерт» Игоря Рехина. В коллекции Айнура Бегутова даже есть один уникальный инструмент с добавочным рядом особых струн, изготовленный в 1910 году Робертом Архузеном, которого в царской России ассоциировали со Страдивари. Но её музыкант выносит на сцену в редких случаях. Айнур Бегутов даже читает лекции по «русской гитаре» — не только в России, но и за рубежом. В рамках этого «ликбеза» он рассказывает, что современный вид гитаре в середине XIX века придал испанец Антонио де Торрес. До него инструмент был негромким, маленьким, менее выпуклым и с нечётным числом струн. Именно Торрес дал гитаре громкий, насыщенный голос, увеличив глубину корпуса, это повлияло и на удобство держания гитары. Испанский мастер задал и общепринятый стандарт для длины струн: мензура (вибрирующая часть струны) должна быть 650 миллиметров.

Айнур Бегутов постоянно расширяет гитарный репертуар. По его инициативе и для него было написано два концерта для гитары с оркестром: Виталий Харисов создал «Дагестанский концерт», Рашид Калимуллин — «Концерт для гитары с оркестром». С 2005 года музыкант занимается сразу несколькими крупными проектами, которые получили успех в культурном сообществе: это Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», Международный конкурс имени М. Т. Высотского, Международный фестиваль Muz-Tranzit, абонемент «Виртуозы гитары», абонемент «Диалоги с гитарой» (г. Казань). В июне 2009 года музыкант записал свой первый сольный альбом Guitar recital.

Сегодня в репертуаре музыканта более 10 концертов для гитары с оркестром. Есть и сольные программы: Grand Solo, «От ренессанса до наших дней», «История инструментальной сюиты», «Августин Барриос. Жизнь и творчество», «Андрес Сеговия — испанский Орфей», "Русская фантазия«.

В Благовещенске Айнур Бегутов побывал в третий раз. Признался, что за это время амурский берег ему полюбился настолько, что сюда хочется возвращаться. Тем более что областная филармония начала тщательнее подходить к подбору зрителей для таких концертов. Встреча прошла в рамках «Клуба друзей филармонии» — своеобразной элиты, разбирающейся лучше другой публики в классической музыке. И гость стразу же это почувствовал.

— Я увидел, что в Благовещенске есть публика, которая радуется и ждёт новых культурных проектов. Для меня как для артиста это очень важный факт. И таким людям хочется давать. Публика в какой-то степени была рафинированной, — отметил на следующий день Айнур Бегутов в эфире радио «Эхо Москвы в Благовещенске».

На Дальнем Востоке в рамках этого тура музыкант побывал также в Хабаровске и Якутске, где, помимо концертов, он провёл мастер-классы для студентов местных музыкальных колледжей. Эта работа ему тоже близка: в настоящее время Айнур Бегутов преподаёт в Казанском музыкальном колледже имени И. В. Аухадеева и прекрасно совмещает свою работу с выездными концертами. Они должны сохраниться, несмотря ни на какой кризис, считает музыкант.

— Общество позиционирует себя через культуру. И останавливать её развитие, её продвижение ни в коем случае нельзя, — отметил Айнур Бегутов.

Наталья Шлямова

www.amur.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору