Завершением фестиваля, по замыслу его арт-директора Борислава Струлёва, стало большое и впечатляющее музыкальное шоу с троекратной сменой декораций современного, но, одновременно и традиционного, музыкального пространства: Россия – Аргентина – Россия.
И во всех своих частях третий вечер был вечером знакомств с новыми исполнителями, вечером премьер новых сочинений и вечером белгородской презентации нового музыкального инструмента — русской звонницы «София».
Первая часть концерта-триптиха представляла музыку современной православной России, в духовный пласт которой удивительно органично влилась и Европа — имея в виду знаменитое Адажио Альбинони, в превосходном исполнении Анны Боровик в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик.
Главной «героиней» первой части вечера-триптиха стала уже знаменитая, хотя и совсем молодая русская звонница «София». Детище авторского коллектива (7 человек) во главе с заслуженным артистом РФ пианистом и композитором Михаилом Ивановым и художником-дизайнером Сергеем Лошаковым, красавица-звонница появилась на свет в 2009 году, одновременно с младшей дочерью Михаила Иванова, в честь которой она — звонница — и была названа.
Идея создания колокольно-ударной концертной установки (звонницы) у Михаила Иванова родилась при сочинении им симфонической поэмы «Моё русское сердце», которая вошла в концертную программу, удостоенную премии правительства Москвы в области литературы и искусства за 2010 г.
С 2010 г. на «Софии» в ансамбле с лучшими российскими коллективами и исполнителями с собственными композициями и программами выступает сам автор. Уникальный, единственный в своём роде инструмент находится на постоянном «проживании» в Москве, в Музее музыкальной культуры им. Глинки, но пегулярно выезжает на гастроли со своим создателем.
Крепким, мощным и звонким голосам «Софии» вчера аплодировал и Белгород в пьесах Михаила Иванова («На семи ветрах» и «Былина») и сочинениях Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна («Небесная колыбельная» и «Гимн»).
Всю начальную часть концерта очень хочется назвать «Русский музыкальный собор».
Соборность, собранность, собрание — эти слова очень подходят к музыкальному действу, развернувшемуся на фестивальной сцене. В нём соединились небольшой симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова (партия фортепиано — Тимур Халиуллин), сводный хор в составе Митрополичьего мужского хора (регент — отец Николай Кацы) и женского хора Спасо-Преображенского собора (регент — матушка Елена Кравец), а также солисты Борислав Струлёв и Анна Боровик и звонница «София» с Михаилом Ивановым.
Удивительно, что сочинения и Владыки Иоанна, и Михаила Иванова в первоначальном слушательском ощущении представлялись очень похожими — своим внутренним достоинством, неторопливостью и истовым разворачиванием величавой красоты певучих мелодических линий, каждым своим мгновением утверждающих силу добра и красоты как духовных основ православия.
Последний раз звонница, приняв в своё лоно синтезатор, сказала своё слово в финале первого отделения в джазовой композиции Михаила Иванова «Колокола в стиле блюз», пьесе, которую ведущая Олеся Фиалко назвала «нашим ответом «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина».
Переходом ко второй, «аргентинской», части концерта стал очень выразительный дуэт застенчиво-сдержанной и естественно-скромной скрипки Анны Боровик и пылкой экспрессивной виолончели Борислава Струлёва в «Танго любви» Пьяццоллы, после чего сценой завладел аргентинский бандонеонист и композитор Хуан Пабло Джофре и камерный оркестр «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик.
Подробнее
здесь
Муз. обозреватель БГФ Нина Синянская
Фото Антона Черева и Дмитрия Межевикина
А-фишка