Областную филармонию закрыли в 2003 году, а спустя 10 лет решили вновь возродить. Какой станет обновленная филармония, чего ждать зрителям? Накануне нового сезона в программе "Интервью 360" говорим с руководителем филармонии Ильгизом Янбухтиным.
- Ильгиз Решатович, здравствуйте. Вы пять лет занимались международным направлением симфонического оркестра Москвы "Русская филармония". Долго ли Вы соглашались возглавить областную филармонию для того, чтобы реанимировать её?
- Скажу без кокетства, что это предложение было лестным. Это большая честь для меня, и, безусловно, я его принял с радостью, понимая прекрасно, какая большая ответственность ложится на мои плечи.
- Филармонию расформировали более 10 лет назад, какое наследство Вам осталось, сколько было музыкальных коллективов и сколько их сейчас?
- Скажу честно, что наследство досталось очень непростое во всех смыслах этого слова. Мы в данный момент находимся в стадии реорганизации, это всё в рамках выполнения постановления правительства МО от 19 августа прошлого года о перепрофилировании и переименовании "Московского продюсерского областного центра". Сейчас мы активно занимаемся реорганизацией как коллективов, так и в целом филармонии.
- Коллективы, которые были до этого, они сохранятся?
- Безусловно, это одна из важнейших задач - сохранить их творческий потенциал, но самое главное, это вопрос развития.
- Какие коллективы останутся, какие придут новые, сколько их будет?
- Вопрос, наверное, стоит не в том, что мы будем стараться добавлять количество. Прежде всего мы исходим из того потенциала, который уже есть. В качестве самого яркого примера позитивных изменений, которые происходят в филармонии, могу привести изменения в Государственном академическом московском областном хоре им. А.Д. Кожевникова. Сейчас появилось новое художественное руководство, ректор академии хорового искусства им. В.С. Попова Николай Николаевич Азаров возглавил с июля месяца хор. Для специалистов и профессионалов, я думаю, это лучшая рекомендация. Потому что это самая, наверное, дееспособная структура в области подготовки кадров для хоров, это кузница кадров всероссийская хорового и оперного искусства.
- А что значит аттестация творческих коллективов, как она выглядела и как Вы её оцениваете?
- В самом общем виде, по определению, аттестация - это проверка экспертной профильной комиссией, состоящей из ведущих представителей разных филармонических жанров, соответствие профессиональным требованиям музыкантов и, равно, административного состава.
- Какова будет будущая структура филармонии?
- Будущее филармонии однозначно видится мне как современная, инновационная, отвечающая современным требованиям концертная организация, которая должна стать одним из ключевых концертных операторов Московской области.
- Будете ли Вы брать пример с какой-то другой филармонии?
- Примеров много, как отечественных, так и западных. Я хочу сказать, что вообще вся отрасль менеджмента управления в сфере культуры в России, она находится в переходной стадии, поэтому я не исключаю, что Московская областная филармония станет пионером по многим направлениям.
- В Москве, конечно же, много залов, и в Москве гораздо проще удовлетворить зрителя. В областной филармонии, чем Вы планируете удивлять зрителя, концерты будут проходить в одном зале или в нескольких?
- Сейчас идет планомерный процесс воссоздания реальной, настоящей филармонической афиши по области. Это означает, что жители области будут иметь возможность отслеживать планируемые концерты самых разных филармонических жанров по самым разным муниципальным районам и залам, дворцам культуры. Эту афишу мы создаём с нуля, так же, как фактически с нуля ставим концертную деятельность и налаживаем отношения с залами.
- А дизайн афиши уже разработан?
-Вы немножко опережаете, наверное, то, что я хотел сказать. Филармония сейчас находится в стадии ребрендинга. Мы в сентябре представим на суд зрителей новый фирменный стиль, и в начале сентября будет запущен новый корпоративный сайт. Не могу не сказать, что мы совместно с Министерством культуры области, нашим учредителем, подготовили ряд целевых проектов по различным тематическим блокам. Я не буду голословным: это детский блок, образовательные проекты, проекты, связанные с широкой семейной аудиторией, или с молодежной аудиторией, равно, как мы, естественно, не можем пройти мимо предстоящего в следующем году 70-летия Великой Победы, фольклорные проекты, то есть, самые разные филармонические жанры.
- Расскажите о самых крупных и ярких проектах поподробнее!
- Если говорить об образовательных проектах, то мы привлекли, наверное, лучшие силы в нашей стране по этому направлению. Александр Гендин, заслуженный артист России, Артём Варгафтик, известный тележурналист и ансамбль солистов "Эрмитаж" представят проект "Классика - высокая и доступная". Что касается проектов для семейной аудитории, мы планируем в следующем году отметить две важные даты - это 70-летие нашего замечательного советского и российского композитора Максима Исааковича Дунаевского и плюс к этому 115-летие его великого папы, Исаака Иосифовича Дунаевского. "Дунаевский-Гала" - проект, предназначенный для широкой семейной аудитории. Что касается молодежи, то здесь мы активно продолжаем сотрудничать с Ольгой Кормухиной. Симфорок - это тот самый формат, который позволит привлечь не только молодежь, но и более старшее поколение. Главное - качество. Самый главный знаменатель, универсальный для всех проектов, - это качество.
- Это будет цикл концертов или один гала-концерт?
- Это будет цикл концертов в рамках одного проекта. Мы постараемся как минимум раз в месяц в разных муниципальных образованиях, городах давать минимум один концерт.
- Считаете ли Вы, что область должна развивать, может быть, одно направление, ну, например, классическую музыку, или стоит уделить внимание всем направлениям в равной степени?
- Вы знаете, по определению, филармония - это организация, которая занимается концертами в самых разных жанрах. Это характерно и для наших старших коллег из Московской государственной академической филармонии, и для других регионов России. Безусловно, для меня, как для руководителя филармонии, который отвечает за качество, важен баланс самых разных филармонических жанров. Классика — прежде всего, но не только классика. Речь идет и о популярном направлении, о фольклоре, народной музыке, даже эстраде, почему нет? Главное - качество. Филармония - это организация, которая занимается профессиональным искусством.
- Есть ли примерное понимание, сколько будут стоить билеты и каждый ли житель Подмосковья сможет позволить себе культурно обогатиться музыкой?
- Это то, о чем мы думаем каждый день, потому что, с одной стороны, хочется предоставить качество, не уступающее московскому, а с другой стороны, мы понимаем, что не должно быть иллюзий. С точки зрения средней цены билета и доходов населения в целом по области, ситуация отличается, не говоря о том, что рынок в Москве давно сформирован, а рынок филармонических жанров разрушен в области, и мы его воссоздаем. Чисто экономически я понимаю одну вещь: чтобы заработать 100 рублей в Москве — нужно дать 1 концерт, чтобы заработать 100 рублей в области, нужно дать 5, 6, а то и 7 концертов. Поэтому здесь должна быть создана верная технология, "конвеер" проката, проведения концертов, где мы работаем в тесном сотрудничестве с залами.
- Если говорить про зал филармонии, планируете ли Вы, возможно, строительство зала, где будет наша филармония располагаться, или это будет постоянно в разных регионах области?
- Это напрашивается, и я об этом часто думаю, но всему своё время. Я думаю, что в преддверии нового сезона мы, наверное, этот вопрос будем обсуждать с нашим учредителем, потому что сегодня основные усилия направлены на реорганизацию.
Комментарии
Аноним, 17 декабря 2016:
Козел манзольский
inga-majorova, 18 декабря 2016:
Новое слово.
muzkarta, 18 декабря 2016:
Рука не поднялась удалять именно из-за этого. Но. "Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов".
inga-majorova, 18 декабря 2016:
фигуры речи просто радуют
Аноним, 18 декабря 2016:
все как обычно отжал поперхнулся