Интервью перед концертом

Добавлено 25 ноября 2007 muzkarta

Средняя специальная музыкальная школа при Казанской консерватории, Рэм Урасин (фортепиано)

20 ноября в концертном зале октябрьского музыкального училища состоялся концерт известного пианиста — Рэма Урасина. Ученик средней специальной школы при Казанской консерватории, он уже в восемь лет дебютировал с симфоническим оркестром Татарской филармонии. Позже Рэм с блеском окончил Московскую государственную консерваторию и ассистентуру-стажировку в ней.

В далеком 1995 году Рэм Урасин стал лауреатом Международного конкурса имени Шопена в Варшаве. Победа на столь престижном состязании пианистов досталась тогда совсем еще молодому, восемнадцатилетнему музыканту. С этого момента начинается отсчет активной концертной деятельности пианиста в России и за её пределами. Для него распахнулись двери лучших концертных залов Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Польше, Чехии, Словакии, Исландии, Тайвани. В Японии, где он часто выступает, Рэм Урасин записал несколько компакт-дисков с произведениями Шопена, Чайковского и Рахманинова.

Уже в третий раз наш город наслаждался его прекрасной игрой. Пианист «привез» очень интересную программу. Теперь все исполнявшиеся произведения объединила принадлежность к жанру фантазии. С первого же прикосновения к клавиатуре публика в зале замерла в ожидании красоты. Зазвучала Соната № 14 (№ 2 ор. 27) Л. Бетховена, более известная как «Лунная». Плавно льющиеся гармонии и уникальное «урасинское» пиано все больше и больше зачаровывали слушателя. Артистично нарисованный женский портрет в средней части произведения заставил немного выйти из состояния «сосредоточенной тишины» и удивиться тонкости исполнения. А третья часть вызвала бурные овации в зале. Очаровало слушателей исполнение трех пьес из цикла «7 Фантазий» (ор. 116) И. Брамса. Шубертовский «Скиталец» закрыл первое отделение. Пианист мастерски «провел» слушателя по разным граням романтической души — то порывистой, страстной, то мрачной и рефлексирующей.

Во втором отделении были исполнены Фантазии А. Скрябина и Ф. Шопена. С первых звуков шопеновской «Фантазии» возникло мистическое ощущение, что за роялем сам Шопен — настолько естественно и органично звучало произведение. Возможно, здесь сыграло роль и то, что имидж пианиста «шопеновский». Недаром во всем мире его считают лучшим «шопенистом». Апофеозом концерта стали «Воспоминания о Дон Жуане» В. Моцарта-Ф. Листа. И вновь можно было убедиться, что перед нами — великолепный мастер, отличный «актер», музыкант, «поцелованный Богом при рождении».

До выступления я побеседовала с Рэмом Урасиным.

— Как состоялось ваше первое знакомство с миром музыки?

— К сожалению, я этого не помню. Только по рассказам. Наверное, оно произошло, когда я еще не родился, когда еще «сидел» в утробе матери. Несмотря на то, что семья у меня была не музыкальная, моя мама очень любила музыку, очень много слушала ее, ходила на концерты. Она жила тогда в Нижнем Новгороде (тогда еще Горьком). Там в то время была прекрасная концертная жизнь, и они вместе со своей подругой, заядлой меломанкой, ходили на концерты, тратили почти все свои зарплаты на приобретение абонементов. В общем, она к моему рождению уже собрала неплохую музыкальную библиотеку, фонотеку — так что я еще в эмбриональном состоянии что-то слышал, слушал. (Улыбается).

— Когда Вы решили, что станете музыкантом, сказали себе — «Да, это мое!»?

— Вообще, сколько я себя помню, музыку всегда любил. Начал заниматься ею где-то лет с пяти. Сколько себя помню, у меня не было сомнений, что стану музыкантом. Как-то быстро у меня обнаружились какие-то способности к этому делу. Знакомые мамины музыканты каким-то образом разглядели во мне определенные способности и посоветовали отдать в специальную музыкальную школу при консерватории, а там сразу это все выяснилось — мои способности оказались выше средних. Мама хотела, чтобы я пошел по ее (и ее братьев) стопам — ушел в науку, стал биологом, но этого не произошло. Любовь к музыке все пересилила.

— Кто у Вас любимый композитор?

— Этот вопрос все задают. Сама постановка вопроса подразумевает конкретный ответ, а это невозможно. Вы же не можете сказать, что у вас есть любимый писатель, его произведение, страница в нем, строчка?

— Ну, тогда, кому из них вы отдаете большее предпочтение?

— Все зависит от жизненной ситуации. Все думают, что Шопену. Действительно, большая часть моей биографии связана с творчеством этого композитора. Однако, здесь можно назвать довольно большой список композиторов.

— Когда Вам душевно плохо — к какому композитору вы обращаетесь?

— Опять же сложно сказать. Можно назвать и Баха, его музыка божественна, совершенна, люблю и Чайковского, сейчас стал тяготеть к Брамсу, каждый композитор — огромный мир, в определенный момент находится нужное произведение.

— Ваши предпочтения вне академической музыки?

— Джаз. Честно говоря, все же мои предпочтения достаточно академичны. Если это рок — то старый рок — Queen, Pink Floyd. Все, что талантливо.

— Чем Вы увлекались в детстве, юношестве (кроме музыки)?

— Я был обычный мальчик, хотя те, кто обучался в спецшколе при консерватории, уже необычны. Все-таки существовал здесь определенный барьер. Человек, имеющий музыкальное образование, богаче — он изначально развивается гармоничнее. Недаром ведь в дворянских семьях обязательно обучали музыке.
Любил кататься на велосипеде, иногда и в ущерб занятиям. Случалось, меня недопонимали сверстники — зачем мне надо играть, заниматься на этой «пианине»? Видимо, кто-то чувствовал, ощущал что-то недоступное для себя.

— Что Вы обычно читаете? Ваши способы отдохнуть?

— Вообще, чтение — не хобби, это образ жизни. Думающим, мыслящим людям невозможно жить без чтения. Что? Это зависит от внутреннего состояния. Иногда это серьезная литература, а когда надо отдохнуть — развлекательная, но не дамские романы и детективчики. Чаще — приключенческая литература.

— Вы имеете аккаунты на музыкальных форумах, типа Форума «Классика»?

— Читаю этот форум. Вообще — все музыканты, какими бы великими они не были, а исполнители в особенности, остро интересуются тем, что о них пишут. Так что статьи в Интернете, форумы — все читается. Могу сказать, что сам не пишу, времени не хватает.

— У Вас есть любимые сайты, которые вы «открываете» с улыбкой и с ней же закрываете?

— Трудно сказать. Чаще всего это сайты, что есть фотоконкурсы. Это связано с тем, что я увлекался фотографией, пейзажами. Опять же какая-то связь с искусством. Я стараюсь больше времени проводить в своем доме (он недалеко от Казани), там все благоприятствует работе. Люблю природу, заниматься цветочками, клумбочками, хотя это как-то (возможно) и не характерно для моего возраста. Я же по гороскопу телец.
Мы с моим другом, прекрасным виолончелистом Борисом Андриановым (с ним у меня записан диск, который вышел в Англии), моим ровесником, давали концерты в Сибири. Поездили, посмотрели тамошнюю природу. Меня поразил Иркутск, и хотя были мы там всего один день, смогли все же вырваться на Байкал. Красивейшее место.

— Что примечательного произошло с момента Вашего последнего выступления у нас? (прошло менее года)

— Я стал Народным артистом Татарстана. Это вполне официальная правительственная награда. Приятно было ее получить, но не думаю, что подобные награды стоит делать самоцелью. Они не много значат. Хоть я и учился в Москве, и на афишах пишут «Рэм Урасин (Москва)», я чувствую связь с родной Казанью. Стараюсь быть ей полезным — включаю в свои программы произведения татарских композиторов, приглашаю в Казань известных, хороших музыкантов.

— Как Вы охарактеризовали бы октябрьскую публику?

— Вот это очень хороший вопрос! Я с огромным удовольствием вот уже в третий раз к вам приезжаю и, я думаю, что и не последний. Я об этом говорю не для того, чтобы просто сделать реверанс. Есть места на большой гастрольной карте, где особенно хорошо. У меня несколько таких мест, их немного. И вот в число этих мест входит Октябрьский. Я всегда играю здесь с огромным удовольствием, здесь замечательная публика, приятный зал. К сожалению — рояль… Но, слышал, рояль обещают уже в скором будущем. Люди замечательные, что тоже немаловажно. А семья Мамлеевых, где я останавливаюсь в Октябрьском, делает, считаю, очень много для музыкальной жизни города. Правда! Это всегда огромная радость — общаться с такими людьми. Говорю это абсолютно честно, абсолютно искренне.

г. Октябрьский. Башкортостан

Lanchonok

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Оксана ,, 27 мая 2023:

    В 1995 на конкурсе Шопена в Варшаве вообще не была присуждена 1° премия

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору