Сегодня Сочи является городом уже далеко не российского масштаба: главный курорт России смог перешагнуть границы страны во многих сферах. И самое отрадное, что он приобретает ту элегантность, которой так недоставало ему долгие годы. Территория фестивалей, концертов, грандиозных культурных проектов — это одна сторона его жизни, но Сочи живет не только феериями, но и своей обычной, но очень интересной и глубокой жизнью. Одним из таких «рядовых» достопримечательностей курорта, безусловно, является орган, юбилей которого отмечается в Сочи в этом году. Мы встретились с директором сочинской филармонии (зал органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской) Валерией Николаевной Анфиногеновой, рассказавшей нам о виновнике торжества и многом другом.
Обновить юбиляра
— Я знаю, вы невероятно гордитесь своим органом и даже проводите замечательный фестиваль…
— Наш орган на самом деле является своего рода культурной визитной карточкой города. Несмотря на то что это один из древнейших музыкальных инструментов, в чем-то, может, даже архаичный, интерес к нему не только не ослабевает, а растет год от года. И дело здесь не в том, какие вкусы у публики, просто от органа исходит нечто обстоятельное, своя, какая-то особая энергетика, которая погружает человека в иное состояние, отрывая его от унылой повседневности и перенося на другой уровень, как духовный, так и интеллектуальный. Ведь эта музыка прошла испытание временем, и каким временем! Кстати, орган, великолепная музыкотерапия, а для нашего курортного города, еще одна возможность для оздоровления. Органные живые вибрации целительным образом воздействуют на человека, его самочувствие.
— А сочинский орган какой-то особенный?
— Я, конечно же, всегда говорю, что у нас он самый лучший. На самом деле наш орган был установлен 30 лет назад и впервые зазвучал в сентябре 1986 года. Это солидный срок, так как сам инструмент, несмотря на всю его мощь и исполинский масштаб, организм довольно-таки чувствительный, капризный, реагирующий на всяческие погодные и временные изменения.
Он был построен в период так называемого развитого социализма, когда чешская, тогда чехословацкая, фирма «Ригер-Клосс» занималась интенсивной установкой органов на территории СССР. Большую помощь чехам тогда оказывал легендарный музыкант, народный артист Гарри Гродберг, и именно ему была доверена презентация нашего инструмента. Но время идет, инструменты совершенствуются, и, что говорить, французские, немецкие, голландские органы сегодня более изысканны, богаты тембрами, да и технически оснащены серьезно.
— Вы хотели бы обновить юбиляра?
— Безусловно, он требует модернизации. Несколько лет назад к нам приезжал владелец австрийской органостроительной фирмы «Ригер» господин Венделин Эберле, который провел дотошную экспертизу и предложил два варианта развития событий. Либо серьезная модернизация, либо установка принципиально нового инструмента.
— Но это наверняка очень дорогое удовольствие?
— Вы правы, а учитывая, что все органостроительные фирмы — европейские, то при нынешнем курсе евро я даже не берусь сказать, насколько все дорого. Наши коллеги из Мурманска начали некоторое время назад устанавливать у себя инструмент и сейчас даже не знают, какие силы им призвать, чтобы закончить сию процедуру.
— Надеемся, город, где прошла сама Олимпиада, сможет изыскать средства для такого благого дела?
— Посмотрим, лично я живу только мечтами об этом.
Один на весь край
— В Краснодаре тоже есть орган, но складывается забавная ситуация, на весь край у нас всего лишь один его служитель — Михаил Павалий…
— Скорее парадокс! Органов в стране гораздо меньше, чем органистов, хотя наш инструмент не простаивает и к нему прикасаются музыканты самого высокого уровня.
— Вы имеете в виду фестиваль органной музыки, бессменным творческим руководителем которого вы являетесь?
— Да, я не без гордости говорю, что это единственный в Сочи многолетний фестиваль такого уровня. В этом году будет 17-й по счету. Обычно мы проводим его в разгар курортного сезона, но на этот раз сроки придется сдвинуть к осени, как раз ко дню рождения инструмента. Связано это с проведением Всемирных хоровых игр.
Каждый год мы стараемся придать какую-то отдельную, отличительную краску фестивалю. К примеру, в 2014 году наш музыкальный форум был посвящен женщинам-органисткам. Получился этакий дамский триумф, когда «слабый» пол из Франции, Японии, Украины и других стран «состязался» между собой. Вот вам и ответ на вопрос, как давно дирижер и органист стали женскими специальностями.
В прошлом году фестиваль мы посвятили Иоганну Себастьяну Баху. Действо напоминало настоящий рыцарский турнир, так как на сцену выходили только мужчины. И так каждый год. Публика, надо сказать, с удовольствием идет к нам, и, что мне особо приятно, люди даже отпуск планируют под наш фестиваль, о чем нам вещает книга отзывов, у нас она, правда, называется книгой впечатлений.
— Вы так замечательно рассказываете о том, как все хорошо, но, наверное, есть и проблемы?
— А как же без них. У нас небольшое помещение и не хватает более комфортных условий для пребывания солистов, каких-то
технических помещений, одним словом, всего того, что сопутствует работе настоящего концертного зала. Это же здание бывшей музыкальной школы, часть которого мы обжили, всячески приспособили. Хотя мне доводилось видеть места, где ситуация намного хуже нашего. Но если не равняться на плохое, то скажу, что вот в Омске, где я недавно побывала, условия просто великолепные. Остается только порадоваться за коллег.
— Кажется, через дорогу находится прекрасное здание бывшего кинотеатра «Стерео», был бы идеальный вариант, если бы власти города отдали помещение вам. Замечательный выход из ситуации?
— Увы, нам опять остается об этом только мечтать…
Билетные инновации
— Сейчас проходит зимний Международный фестиваль искусств Юрия Башмета, где вы тоже принимаете «удар» на себя.
— Да, часть программы, камерная, ансамблевая, приходится на нас, и этот прекрасный «удар», как вы изволили выразиться, нам только в радость. В этом году у нас проводиться музыкально-драматической действо «Лики Шекспира», концерт выдающегося пианиста современности Николая Луганского, финал конкурса молодых композиторов, то есть мы активные соучастники фестиваля в изысканном камерном жанре.
Вообще, наш зал знавал немало прекрасных музыкантов. Всех перечислять нет смысла, но вот пианиста Владимира Виардо, живущего в Америке, мы любим и помним особо. Он наш земляк, родился в Красной Поляне, учился в музыкальной школе им. Шмелева. И когда я попала на его концерт в Москве, то после выступления подошла к нему и сказала, что он давно не был в Сочи. Владимир очень живо отреагировал, сказав, что он помнит, как ему поставили четверку в музыкальной школе по музлитературе. Вот тогда-то я и предложила ему приехать и «пересдать» экзамен. И несмотря на то что у Виардо все прекрасно, занятость феноменальная и востребованность
небывалая, через несколько месяцев он играл уже с сочинским оркестром. И тогдашнему мэру города прославленный пианист посоветовал купить нам хороший концертный рояль. И вскоре, при содействии Владимира Владиленовича мы стали обладателями чудесного «Бехштейна».
А нынешний год у нас славен тем, что концерт Николая Луганского будет презентацией рояля «Ямаха». Инструмент этот приобретен на средства администрации города, за что ей огромное спасибо. Вообще, наша культурная жизнь наполнена ярчайшими событиями, а во многом благодаря генеральному директору Сочинского концертно-филармонического объединения Владимиру Васильевичу Мишарину, стали жить еще и в другом режиме. Будучи человеком, постоянно фонтанирующим идеями, очень креативным, мыслящим на перспективу и порой нестандартно, он не дает никому успокоиться. В результате мы постоянно находимся в бурном потоке. Вот и сейчас у нас случилось замечательное нововведение.
— Вы о новшестве с билетами?
— Да, теперь у людей есть возможность, даже не распечатывать билеты, приобретенные через сайт официального билетного оператора Зимнего театра bil24.ru. Достаточно прийти с телефоном и на контроле тебя встретит человек, который с твоего аппарата просто считает нужный код. Более того, билет можно купить в мобильном приложении. Вот такая у нас последняя инновация.
А что касается творчества, то благодаря роялю «Ямаха» мы планируем провести цикл концертов под патронажем этой фирмы, пригласив музыкантов мирового уровня. Конечно, будет цикл юбилейных концертов с органом, который открывается уже в апреле месяце. Самое приятное, что у нас есть свой зритель, и если даже в Зимнем театре аншлаг, как это было на недавнем спектакле «Маленький принц» с Константином Хабенским, у нас в органном зале, в этот же день, свой аншлаг. Наверное, ради этих переполненных, восторженных залов и стоит работать.
Александр Геннадьев
Пресс-служба Сочинской филармонии