Интервью с участниками мастер-классов Дмитрия Башкирова

Добавлено 29 марта 2017 Пресс-служба СПДМ

Санкт-Петербургский Дом музыки, Английский зал Дома Музыки

27 марта, в Английском зале Дома музыки начались трёхдневные мастер-классы — Дмитрия Башкирова. Участники мастер-классов поделились своим мнением о занятиях.

1) В одном из своих интервью Дмитрий Александрович упомянул, что получает «инъекцию бодрости», заряд энергии на каждых мастер-классах. Что чувствуете Вы во время занятий?

Илья Шмуклер (22 года, Московская консерватория): Я как раз чувствую его «заряд». Я смотрел видеозаписи мастер-классов Дмитрия Александровича, и мне кажется, что пианисты получают заряд энергии, который он посылает, получают ту необходимую информацию, которую он доносит в такой короткий срок. И это все доходит непосредственно через голову, сердце, чувства, наполняя тебя каким-то новым светом, новым видением того или иного произведения.

Андрей Галошин (19 лет, Алтайский музыкальный колледж): Во время мастер-классов мне всегда требуется максимальная концентрация. Однако когда я вхожу в рабочий ритм, то получаю удовольствие от работы с профессором, новые впечатления и идеи.

Арсений Гусев (18 лет, Средняя специальная музыкальная школа при Санкт-Петербургской консерватории): Мы с Дмитрием Александровичем получили сегодня взаимную «инъекцию бодрости». Я получил невероятное количество приятных впечатлений, энергии, которой «светится» Дмитрий Александрович, и мне кажется, что мастер-класс прошел очень продуктивно.

2) По мнению Дмитрия Башкирова, единственный шанс для 90% молодых музыкантов заявить о себе — это участие в конкурсе. Каково ваше мнение на этот счёт?

Илья Шмуклер: Я согласен с Дмитрием Александровичем. Сейчас многие просто не имеют возможности выходить на сцену, и единственная возможность — это «засветиться» перед профессионалами, выслушать их мнение на конкурсах. Я знаю некоторых людей, которые едут непосредственно за советом определенных членов жюри.

Андрей Галошин: Хотелось бы привести в пример Евгения Кисина. Не могу припомнить, чтобы он принимал участие в каких-то крупных конкурсах. На мой взгляд, определяющим фактором успеха является внутренний мир исполнителя, наличие харизмы, музыкальности.

Арсений Гусев: Случаи бывают совершенно разные, и, если человек рано заявил о себе как действительно выдающееся дарование, то конкурсы для него необязательны — он и так начинает выступать с концертами. Так, к примеру, было с Евгением Кисиным. Он не участвовал ни в одном конкурсе, потому что рано состоялся как пианист. А для тех исполнителей, которые сталкиваются с какими-либо препятствиями на пути к известности, конкурсы, наверное — это самый легкий путь, хотя не единственный.

3) Главная задача педагога, по мнению Дмитрия Александровича — «дать максимум знаний и понимания того, как самостоятельно работать над сочинением». Совпадает ли эта миссия педагога с Вашими ожиданиями?

Илья Шмуклер: Совпадает, потому что очень важно, как человек после того, как окончил учебу, будет работать сам. Многие студенты зависят от своих педагогов в буквальном смысле, особенно от каких-то гениальных профессоров, которые вкладывают в них действительно замечательные, нестандартные вещи. Но, в то же время, эти педагоги не дают «прорастать» чему-то «своему», какому-то своему взгляду. Конечно, должна быть точность, мы смотрим в авторский текст, пытаемся понять «ключ», даже то нестандартное, что заложил автор. Но, вместе с тем, нужно еще искать действительно «свое». Это касается всего, начиная от движений рук, от каких-то мелочей, и заканчивая глобальными, масштабными трактовками.

Андрей Галошин: Главная задача педагога — научить самостоятельно работать и, что ещё важнее, самостоятельно творить.

Арсений Гусев: Да, совпадает. Я тоже думаю, что ученик должен найти свое собственное понимание каждой пьесы. И педагог, который помогает в этом — идеальный педагог.

4) Дмитрий Александрович не раз говорил, что его педагогика «на вырост». Как Вы понимаете это выражение?

Илья Шмуклер: Это как раз то, как ты будешь работать после того, как «вылетел из гнезда», как ты будешь понимать то, чем ты занимаешься в произведении.

Андрей Галошин: Только прикоснувшись к чему-то непостижимому, можно получить шанс к нему приблизиться.

Арсений Гусев: Мне кажется, хороший педагог не имеет каких-то возрастных ограничений, его замечания всегда остаются актуальны, и в любом возрасте с ним невероятно интересно заниматься.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Андрей Васильевич, г. Барнаул, 03 апреля 2017:

    Здравствуйте все. Прочитал интервью с участниками мастер-класса, поскольку один из молодых музыкантов - мой сын (говорю не без чувства гордости, сами понимаете). Да, всё хорошо, всё замечательно, ничего не скажешь...
    Но нечто подобное говорили и 40, и 50, и 100 лет назад. Я сам учился в Новосибирской консерватории более 30 лет назад, и мы говорили примерно то же самое о своих легендарных педагогах (В.И. Слоним, М.С. Лебензон, А.С. Барон).
    Меня же зацепила лишь одна "проблемная" фраза современной действительности из интервью И. Шмуклера, как некая констатация бесспорного факта: "Сейчас многие просто не имеют возможности выходить на сцену...". И это, действительно так. Причины - разные, но даже те единицы, кто достоин выступать публично, завоевал это право тяжёлым многолетним трудом, лишён этой возможности, потому что у нас нет форм предоставления продукта творческого труда талантливой молодёжи для населения. Существующие же рассчитаны, в большинстве своём, на уже именитых, состоявшихся музыкантов. Молодые, но безымянные (особенно на местах) довольствуются тем, что остается. И дело даже не в том, что остаётся-то, по-сути, с "гулькин нос", а то, что общество лишено свободного доступа к творчеству тех, с кем живёт бок о бок, в одном городе, в одном районе. А творческая талантливая молодёжь (конкурсанты, лауреаты, стипендиаты) лишена возможности регулярно практиковаться на публике. Вот и остаются "в общем знаменателе" на протяжении, как минимум, полувека только конкурсы, академконцерты, да редкие концерты в музыкальной школе перед своими родителями. Вот это - реальность, которую знают все.
    Но у меня есть проект, который может изменить, на мой взгляд, данную ситуацию в корне. (Говорю это без ложной скромности). Готов поделиться основными его положениями с теми, кто сталкивается с этой проблемой и кого она, действительно, волнует. Напишите мне на эл. адрес sozvuchie@musart22.ru или sozvuchie1960@mail.ru

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору