Ирина Шнитке: Надо отбрасывать штампы и просто слушать музыку

Добавлено 21 апреля 2018 волонтер

В Московском государственном институте музыки имени Шнитке совсем недавно появилось уникальное пространство, состоящее из трех помещений. В одном из них и будет находиться архив, возможность работать с которым получат аспиранты, в том числе Московской консерватории и Музыкального училища имени Гнесиных.

«Мне кажется, коль вы в институте имени Шнитке, то в первую очередь нужно изучать его музыку. Это, наверное, главная причина того, почему я передала этот архив. И мне очень нравится, что здесь также будет помещение, куда можно будет прийти и в наушниках слушать записи, диски — все, что в архиве», — поделилась Ирина Шнитке. По ее мнению, главное по-настоящему научиться слушать музыку.

— Я просто хотела всех призвать слушать, так сказать, с открытой душой. Забыть о том, что бывают авангардисты, додекафонисты, пуантилисты и прочие «исты». Потому что каждый композитор — живой человек, и его талант может раскрываться через разные техники. Остается только музыка, которая наполнена мыслями композитора о сегодняшнем дне, о прошлом и будущем. Совершенно не важна техника. Мне кажется, надо отбрасывать любые штампы и просто слушать музыку.

По словам Ирины Шнитке, новый кабинет поистине особенный: в этой атмосфере были написаны оперы «История доктора Иоганна Фауста» и «Джезуальдо», а также Восьмая симфония и многие другие произведения — в общем, много всего.

Вдова композитора отметила, что почти все свои сочинения Альфред Гарриевич написал именно за столом и никогда не писал за роялем: «Он говорил, что музыка всегда варилась в голове. Он мог подойти к инструменту и что-то проверить, а когда заканчивал сочинение, как правило, изображал мне его на рояле».

Ирина Шнитке поделилась своими мыслями о том, что неискушенным слушателям знакомство с творчеством композитора можно начинать с более понятных им произведений. Пианистка также отметила важную роль подготовки к восприятию сложных музыкальных произведений.

— Хочу заметить, что тем, кому сложно сразу понять такие сочинения, как Вторая или Восьмая симфония, можно начать с киномузыки, с прикладной музыки, с того же Гоголя. Все сочинения очень разные: какие-то очень легко воспринимать, какие-то надо послушать много раз для того, чтобы все вдруг стало просто и ясно. Все, что я слышала про «элитарное искусство» — это бред. Просто любую музыку нужно учиться воспринимать. Например, на концертах я видела разную публику, в том числе неподготовленную. И каждый раз вспоминаю, что был музыкальный клуб, который вел композитор Григорий Самуилович Фрид. Он собирал молодежь, любителей музыки. Это были не профессионалы, не музыканты. И Фрид знакомил их с массой современной музыки, а они задавали вопросы, которые поначалу казались смешными. Но время шло, и через год-два-три эта публика была уже не хуже профессионалов в восприятии музыкальных произведений. Все, что я хочу сказать, нужно слушать, слушать и слушать.

Во время пресс-конференции Ирина Шнитке ответила на самые разные вопросы преподавателей и студентов института музыки. Вопросы были самые разные: одни касались творчества великого композитора, другие — предпочтений самой Ирины Федоровны.

Спрашивали про любимую музыку, книги, и то, как отдыхал Альфред Шнитке. На последний вопрос был очень простой ответ: «Он не отдыхал». Вдова композитора вспоминала, что даже в свободные дни, когда Альфред Гарриевич заканчивал одно произведение и еще не начинал другое, он заболевал. Поэтому композитор старался, завершая одно, сразу начинать другое, чтобы избежать подобных перерывов в работе.

Ирина Шнитке поделилась и своими дальнейшими планами концертной деятельности: «Мое последнее выступление было два года назад в Малом зале Филармонии имени Глинки. Тогда я решила что хватит. Но недавно возникли новые предложения, так что, может быть, еще немного поиграю».

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору