Флейтистка поведала о своём профессиональном пути в музыку.
Молодая, но уже достаточно известная в музыкальных кругах Ирина Стачинская, на днях выступала на ульяновской сцене. После концерта артистка ответила на вопросы корреспондента «Главных новостей Ульяновска».
— Ирина, выбор музыкальной профессии — это заслуга ваших родителей?— Не могу сказать, что мои родители приложили к этому выбору какие-то усилия, просто это было достаточно естественно. Мой папа — дирижёр, а мама — пианистка, поэтому с детства участвовала в их творческой жизни и уже с трёх лет бывала на концертах. На них происходили такие прекрасные события, как встречи с музыкантами, певцами, интеллектуальные разговоры и беседы не только о музыке, но и об искусстве в целом. Считаю везением наличие у меня музыкального слуха, благодаря чему с детства пела. Прекрасно помню, когда поставили пластинку «Спящей красавицы», я не танцевала, а дирижировала
(смеётся). Поэтому и выбор музыкальной профессии был естественным.
— Почему именно игра на флейте, а не пение, дирижирование?— Хороший вопрос. Изначально меня отдали на фортепьяно, поскольку мама-пианистка могла бы мне в учёбе помочь. Но, наверное, это присуще всем детям, которые не хотят делать что-то серьёзное в детстве, прикладывать усилия, например, заниматься каждый день по пять часов. Мне хотелось, чтобы у меня получалось всё сразу, и оно практически так и бывало. Только необходимо было «дожимать» до конца, вот именно чего мне и не хотелось делать. Я поступила в Гнесинскую школу в подготовительный класс, и выбрала меня на прослушивании на тот момент завкафедрой. Она было очень строгой дамой и выгоняла обучающихся из своего класса в определённый момент. Мне повезло оказаться в числе таковых перед поступлением в школу. Мама, конечно же, была в ужасе. Моя подруга тогда занималась на блок-флейте у Ивана Фёдоровича Пушечникова и предложила мне попробовать это направление. Мне понравилось, и я поступила сначала на блок-флейту к этому прекрасному педагогу, а затем уже перешла на флейту. В тот момент меня не хотели отпускать из школы, поскольку была одной из лучших учениц по сольфеджио.
— Чем флейта поразила и завлекла вас?— Во-первых, очаровательной сумочкой-футляром (улыбается). Во-вторых, своим звучанием, тембром — флейта лирический и женственный инструмент. И сейчас ищу новые тембры, которые похожи на другие духовые музыкальные инструменты: кларнет, возможно, когда-нибудь и саксофон. Это всё очень интересно.
— Вы выступали всей семьёй вместе на одной сцене?— Да, конечно. С детства всегда выступала с мамой и гордо говорила, что у меня есть свой «карманный» концертмейстер. На самом деле, моя мама — это человек, воспитавший во мне культуру музицирования, игры на сцене. Мы играли концерты с возраста, когда перешла на блок-флейту — и уже с семи лет мы выезжали, например, в санатории на платные выступления совместно с солистами Большого театра, которым мама аккомпанировала. Поэтому можно сказать, что уже с семи лет начала зарабатывать свои первые деньги.
— Каким у вас было детство — обычным или с ограничениями, как у тех детей, которые занимаются музыкой?— Не могу сказать, что у меня были какие-то ограничения. В детстве была немного неуклюжа, поэтому во мне присутствовал некий ограничительный психологический барьер, чтобы ничего не повредить себе. Хотя очень хотелось лазить по деревьям, прыгать, бегать, что, в принципе, и делала. Как уже говорила, училась в музыкальной школе при Гнесинке, которая предполагает свой микроклимат, определённую жизнь, в которую постоянно погружаешься. И когда все твои друзья в классе — музыканты, то это, своего рода, и конкуренция, и сотрудничество, и общение. Поэтому детство у меня было без ограничений, но со своими особенностями.
— Как сейчас проводите своё свободное время?— Хожу с мужем в театр — очень любим театр Петра Фоменко, общаемся и дружим с его артистами. У нас такая большая любовь к этому театру, что для их премьеры «Сон в летнюю ночь» записала несколько треков. И на премьере мне было так приятно услышать музыку в своём исполнении. Также посещаем и другие театры для расширения своего кругозора и стараемся вместе путешествовать. Поскольку он тоже музыкант
(Никита Борисоглебский, известный скрипач —
авт.) и много гастролирует, то путешествия в условиях нехватки свободного времени — это прекрасный шанс бывать вместе и посещать разные города и страны.
— Как вы познакомились?— Мы познакомились благодаря концерту академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Ивановича Симонова, где играю первую флейту. Никита как-то выступал с нами, исполняя два произведения: концерт Глазунова для скрипки с оркестром и пьесу Кузьмы Бодрова. В этой пьесе нужно было сыграть высокую ноту, чтобы она идеально совпадала со скрипкой. И, естественно, с первого раза это не получилось. На что Юрий Иванович порекомендовал нам порепетировать вдвоём, попутно представив нас друг другу.
— Дома обсуждаете с мужем вашу работу, профессиональную деятельность, советуете что-то друг другу?— Да, конечно. Это очень важно, потому что Никита для меня большой авторитет, как, надеюсь, и я для него
(улыбается). И каждый из нас прислушивается к профессиональным советам друг друга. И он меня сподвиг на очень большие профессиональные шаги, которые за последнее время нашего общения я сделала: это конкурсы, выступления.
— В Ульяновске вы впервые. Какое впечатление он на вас произвел, на что обратили внимание?— Конечно же, это невероятной красоты река Волга, которая широко разливается здесь. Волга красива во всех городах, где уже побывала, но здесь она просто великолепна. Особое впечатление производят высокие берега, которые спускаются к воде, широта и разлив реки. Город, с историей, и, слава богу, с сохранившейся историей — старинные здания, которым больше ста лет. И это очень красиво, когда существует такая гармония старинных зданий прошлого века, составляющих наш культурный фонд, сталинских, хрущёвских домов и современных построек.
Сергей ГОРОХОВ
Фото автора
mosaica.ru