Иркутская филармония осталась без директора

Добавлено 16 июня 2016 muzkarta

Гайк Казазян (скрипка), Международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала», Иркутская филармония

Художественный руководитель Иркутской областной филармонии Марина Токарская подводит итоги 77-го концертного сезона, рассказывая об основных достижениях, новых проектах и кадровых изменениях. В частности, о том, что сегодня одно из крупнейших региональных учреждений культуры осталось без директора. Бывший руководитель филармонии Рустам Мухамедьяров покинул Иркутск, и филармония ждет нового назначения.

— Марина Николаевна, официально филармония завершила свой концертный сезон еще в мае, но продолжает активную работу на всех своих площадках...

— Да, официальное закрытие сезона не является окончанием концертной деятельности. Есть еще много концертов, которые посвящены разным событиям и, по сути, выходят за рамки сезона. Так, например, за рамками сезона оказывается наш фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала», который в этом году прошел с огромным успехом уже в шестой раз. Это особое, знаковое событие для Иркутской области, учитывая, что иркутяне тоскуют по опере и всегда ее ждут. Сейчас у нас идут концерты для отдыха, для детской аудитории и мы потихоньку начинаем подводить итоги.

— И каковы же они в этом сезоне?

— У нас было много знаковых мероприятий. В частности, на закрытии сезона в концертном зале состоялась мировая премьера произведения современного армянского композитора Ваче Шарафяна в исполнении Гайка Казазяна и губернаторского симфонического оркестра под управлением Илмара Лапиньша. Надо сказать, что в этом сезоне было сразу несколько премьерных исполнений — например, Реквием Эдисона Денисова в исполнении камерного хора и оркестра, или тот факт, что иркутская филармония впервые стала одной из площадок фестиваля современной музыки «Московская осень», который на протяжении 37 лет проводился только в столице. Учитывая, что наши органисты Яна Юденкова и Дечебал Григоруцэ тоже знакомят публику с новыми произведениями, то получается, что с современной музыкой в Иркутске дела обстоят гораздо лучше чем раньше. И самое важное, что наша публика тянется к этому, ей интересно узнавать новое. Это говорит о том, что все мы не стоим на месте, а все время развиваемся. Конечно, при этом мы не забывали и о старинной музыке, и у нас было много интересных симфонических и камерных концертов.

Кроме того, наши коллективы много выступали и за пределами Иркутска. Фактически наши музыканты открывали свой концертный сезон вне дома — наш камерный хор принимал участие в первом китайско-российском фестивале культуры и искусств в Харбине, а иркутский филармонический русский ансамбль завершит свой сезон в Сеуле. Губернаторский оркестр в этом сезоне в основном гастролировал по области, но также побывал с концертами в Чите и Улан-Удэ.

Отмечу, что одной из важнейших составляющих нашей деятельности, как и всегда, была работа с молодежной аудиторией, которая очень избирательна в своих пристрастиях, любит новинки и различные необычные проекты. В этом смысле как нельзя лучше этим запросам соответствует наш фестиваль «Музыка без границ», который приглашает к участию самые разные музыкальные коллективы. Он прошел у нас уже в седьмой раз и привлек большое количество молодежи.

Из других новшеств — для привлечения новой аудитории у нас появился филармонический театр «Зеркало», который возглавляет Галина Анпилогова. В рамках его работы уже состоялись показы нескольких литературно-музыкальных композиций: например, «Край возле самого неба», посвященной творчеству Валентина Распутина, была композиция и по творчеству иркутского поэта Марка Сергеева. Так что литературно-театральная составляющая нашей филармонической деятельности тоже сейчас высока, и для людей, которые еще не очень готовы воспринимать сложную симфоническую музыку, это повод прийти в филармонию и узнать много нового.

— Вы так красиво рассказываете, как будто филармония живет лучше всех учреждений культуры в Иркутске и вообще не испытывает никаких проблем.

— Ну почему же. У нас есть проблемы, и они довольно глобальные. Например, отсутствие репетиционных площадей, из-за которого наш зал расписан по минутам между коллективами и музыкантами. Или недостаточный приток новых молодых музыкантов — из-за отсутствия в городе высшего музыкального образования. С этим частично справляется Музыкальный колледж имени Шопена, но наиболее талантливые его выпускники уезжают учиться дальше и потом не хотят возвращаться в Иркутск. Это очень серьезный вопрос, о котором мы говорим уже много лет на всех уровнях. Но самая главная проблема — это привлечение публики, поиск путей к людям. И желательно, чтобы материальная составляющая не становилась препятствием для посещения филармонии. Для этого мы и так максимально снизили цены на билеты, а еще проводим ярмарку абонементов, которая в этом году превратилась в настоящий праздник — с подарками, розыгрышами и призами. Очень хочется, чтобы как можно больше людей ходило в филармонию, ведь здесь есть все, для того чтобы человек получил огромное удовольствие и при этом вырос духовно, изменился в лучшую сторону. Всем известно, что музыка снимает напряжение и чудодейственным образом омолаживает человека — он не замечает, как это происходит, но он выходит с концерта обновленным. Это не какой-то рекламный трюк, для того чтобы заманить в концертный зал — я сама это все время наблюдаю в своей работе.

— Вы ведь уже очень давно занимаете вашу должность?

— Да, я работаю в должности художественного руководителя филармонии с 1992 года. Главной моей заботой на протяжении этого времени является постоянный профессиональный рост тех программ, которые мы готовим для нашей публики. Оркестр за это время совершил очень большой скачок в профессиональном плане, появились новые коллективы внутри филармонии: камерный хор под управлением Елены Бояркиной, ансамбль русских народных инструментов под управлением Бориса Бикбова, которые уже успели завоевать международное признание. И наши солисты, отправляясь на какие-либо конкурсы или фестивали, тоже всегда привозят дипломы, награды и грамоты.

— Ходят слухи, что филармония сейчас работает без директора, поскольку Рустам Мухамедьяров уволился и покинул Иркутск.

— Я могу подтвердить эти слухи. Рустам Рауфович действительно уволился и отправился в Москву для решения новых профессиональных задач. Поэтому мы ждем перемен. Обычно, подводя итоги сезона, оценивают и командную работу всего коллектива. Хотелось бы отметить, что Рустаму Рауфовичу за это время удалось создать замечательный психологический климат, благодаря которому мы все работали слаженно и старательно. Он был очень доброжелателен к нам, относился с большим доверием к специалистам, умел нас ценить, хвалить и подбадривать. Для меня это было очень ценно. Я могу сказать только слова благодарности, мне чрезвычайно жалко, что он ушел. Хочется пожелать ему больших успехов, потому что этот человек очень талантлив.

— Как же филармония работает без директора?

— Исполняющей обязанности директора временно назначена заместитель директора по органному залу Елена Андреевна Гражевская. Так что ничего страшного не происходит. Мы все на местах, каждый знает свое дело, и мы продолжаем работать в обычном режиме.

— Насколько я знаю, учредителем филармонии, как и других учреждений культурной сферы, является министерство культуры и архивов Иркутской области. Значит, нового директора должны назначить там. С коллективом филармонии уже обсуждали возможные кандидатуры?

— Пока нет. Мы все ждем этого момента.

— Но вы ведь тоже были в определенный период и директором филармонии. Как вы себя чувствовали в этой роли?

— Это было с 2004 по 2010 год, и я могу сказать, что это был сложный период, но в это время многие вопросы было решать проще. Когда человек видит цель и держит в руках все средства для ее достижения, конечно, ему проще. За это время нам удалось сделать несколько капитальных ремонтов, которые улучшили хозяйственную составляющую нашей работы. В этот же период у оркестра сменился главный дирижер, и качество работы коллектива сразу же улучшилось. Также удалось установить кондиционеры в органном зале и провести ремонт самого нашего органа, который является бесценным инструментом для всей Иркутской области. В общем, это был интересный, насыщенный и чрезвычайно плодотворный период моей жизни.

№ 23 (514) от 16 июня 2016 [«Аргументы Недели Иркутск», Антон Кокин ]

argumenti.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору