Исполняется 100 лет со дня первого исполнения «Всенощного бдения» Рахманинова

Добавлено 21 марта 2015 muzkarta

Капелла Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академическая филармония

23 марта исполняется 100 лет со дня первого исполнения одного из шедевров мировой духовной музыки — «Всенощной» С. Рахманинова. Впервые она прозвучала в Москве в Большом зале Российского Благородного собрания (ныне — Колонный зал Дома Союзов) 10 (23) марта 1915 года в исполнении Синодального хора под управлением Н. М. Данилина. «Всенощная» «увидела свет» в эпоху возродившегося интереса к духовной музыке. Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, М. Балакирев, С. Танеев, А. Лядов, П. Чесноков, А. Гречанинов, А. Кастальский — к этому жанру обращаются все крупные композиторы того времени. Их поиски приводят к возникновению так называемого «нового направления» в русской хоровой музыке, задача которого — возрождение традиций древнего православного пения. В области духовной музыки к тому времени обострились все многовековые противоречия и разногласия; обнажились вопросы, однозначного ответа на которые нет и сегодня: нужно ли исполнять церковную музыку в концертных залах и, наоборот, можно ли духовные сочинения светских композиторов исполнять в церкви?

Любовь к русскому православному пению Рахманинов впитал с детства благодаря своей бабушке. Она водила его на все церковные службы, и будущий композитор их мужественно выстаивал. Тогда же он получил и первые яркие впечатления от колокольного звона, занявшего важное место во всём его творчестве. Сергей Васильевич как-то сказал в одном из своих интервью: «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка». Большое влияние на сочинение «Всенощной», написанной менее чем за две недели, оказали известный русский духовный композитор А. Д. Кастальский и руководитель Синодального хора С. В. Смоленский, читавший курс лекций по древнерусскому пению в Московской консерватории, где учился Рахманинов; его памяти и посвящена «Всенощная». Сам композитор особо выделял её среди всех своих сочинений: из двух произведений, которые он считал лучшими в своем творчестве, одно — «Всенощная». А больше всего он ценил пятую песнь — «Ныне отпущаеши» — и хотел, чтобы она звучала во время его погребения.

Выбор «Всенощной» для Рахманинова не случаен. Ведь именно воскресная служба занимает исключительное место в церковной жизни. «Это день, принадлежащий не времени, а вечности. Это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю», — говорится в литургике. Композиция «Всенощной» соответствует логике литургического действия. Она состоит из 15 песнопений — вечерни и утрени, предваряемых прологом. Песнопения вечерни (№ № 2–6) отличаются камерностью, песнопения утрени (№ № 7–15) более масштабны и напоминают народные сцены из опер русских композиторов. Для большего погружения в атмосферу церковного богослужения Рахманинов сознательно использовал звукоизобразительные приёмы, имитирующие колокольный звон. Из 15 песнопений десять написаны на подлинные знаменные распевы церковного Обихода — главной певческой книги Русской Православной Церкви, остальные пять — оригинальные сочинения С. Рахманинова, и по его словам «сознательно подделывались им под церковный Обиход». Н. М. Данилин, дирижировавший первым исполнением «Всенощной», отмечал, с какой тщательностью изучал Рахманинов особенности древне-церковного письма во время работы над произведением, чтобы максимально приблизиться к «знаменному» письму.

Музыка «Всенощной» написана для 12-голосного смешанного хора. Партитура чрезвычайно сложна и требует от исполнителей высочайшего профессионального мастерства. Композитор значительно расширил традиционные возможности хора, используя от трех-четырех — до десяти-одиннадцатиголосия, чередование хора и солистов, пение с закрытым ртом, антифонное пение — попеременное звучание двух хоровых групп. На первом исполнении «Всенощной» среди публики было много духовных лиц. Аплодисменты в зале запрещались, так как исполнялась церковная музыка, но публика аплодировала. Несмотря на столь грандиозный успех, дальнейшая судьба сочинения оказалась несчастливой. Прозвучав после премьеры всего несколько раз в течение десятилетия, «Всенощная» «замолчала» почти на 60 лет. Будучи произведением духовной музыки, «Всенощная» далеко выходила за рамки духовного сочинения. И, в итоге, из-за «нецерковности» и чрезмерной «концертности» она не нашла себе места в церковном Обиходе, а на концертную сцену не была допущена из-за своей принадлежности к церковному искусству. Вот такой замкнутый круг…

Сегодня «Всенощная» исполняется в концертных залах всего мира, а отрывки из неё звучат во время богослужений в русских православных храмах. К 100-летнему юбилею в России приурочен ряд мероприятий. Так, в Москве, в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке состоится богослужение при участии Синодального хора. «Всенощная» будет звучать в Академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, а также в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Кроме того, концерты пройдут в разных регионах нашей страны. «Всенощная» не забыта и за рубежом: её исполнят в Европе — Великобритании, Франции — и других странах. А в Соединённых Штатах, где Рахманинов провёл последние годы своей жизни, помимо выступлений, к этой дате подготовлен специальный проект: американские хоры Phoenix Chorale и The Kansas City Chorale под руководством Чарльза Браффи издали альбом с исполнением великого произведения.

Анна Солодовникова
Анастасия Собко
tvkultura.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору