Источник гармонии

Добавлено 30 января 2015 muzkarta

Тверская филармония

Говорить о музыке, как выразился когда-то знаменитый Дэвид Бирн, все равно, что танцевать об архитектуре

Однако мы встретились с художественным руководителем и главным дирижером Тверской академической филармонии Андреем Кружковым и поговорили о том, почему нужно и заниматься этим видом искусства, и обязательно слушать произведения классиков.

— Андрей Вячеславович, еще сто лет назад музыка была неотъемлемой частью общего образования. В наши дни это по-прежнему актуально?

— Думаю, эпоха «музыкального безвременья» в нашей стране уходит в прошлое. Жизнь идет, меняются и настроения в обществе. Еще в СССР наша профессия пользовалась особым почетом, в 1990-х былой престиж ее, к сожалению, был утрачен. Но сегодня учиться музыке вновь становится модно. По всей стране в музыкальных школах увеличивается ежегодный набор, и эта тенденция не может не радовать. Мы вновь вспомнили о том, что детям просто необходимо с ранних лет прививать моральные ценности, нравственность, эстетический вкус. Все больше родителей говорят о желании обучать своих детей музыке профессионально, хотя еще десять лет назад я наблюдал обратную картину: почти все заранее накладывали вето на эту тему, заявляя, что «музыкалка» — не более чем вклад в общее развитие будущего банкира, менеджера или бизнесмена. Всему виной кажущаяся несерьезность нашей профессии. Но стоит ли говорить, что за теми несколькими минутами, что артист блистает на сцене, скрываются часы ежедневной кропотливой работы над собой. Да, культурная сфера в России долго требовала внимания и заботы к себе, но сейчас наше правительство делает для ее развития очень многое. Так что возврат интереса и понимания профессии музыканта в обществе сейчас налицо, это несомненно.

— Можно ли получить качественное музыкальное образование в нашем регионе?

— Однозначно да. Я убежден, что нам удалось сохранить те незыблемые принципы, на которых базировалась мощнейшая русская музыкальная педагогика. К тому же в области остались преподаватели, которыми движет исключительная любовь к профессии. Пока наша культура в их надежных руках — жива и едина наша страна. И именно сейчас они наконец могут расправить крылья и передать все самое лучшее нашим детям, не жалея ни времени, ни сил.

— Как выяснить, есть ли у ребенка способности?

— Определить, одарен ли ребенок от природы чувством ритма и слухом, можно довольно легко. Стандартный тест при поступлении в музыкальную школу позволяет понять это. Но вот такую неуловимую вещь, как уникальный музыкальный Дар, или Талант, рассекретить бывает очень и очень трудно. Иногда на это уходят десятилетия. Петр Ильич Чайковский говорил: «Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться…» Поэтому, пока ребенок не встал на этот путь, результат предопределить невозможно. Когда, не разглядев в маленьком человеке главного, не раскрыв его потенциала, ему выносят приговор «слуха нет» или «голосок слабый». Однако такой путь — путь наименьшего сопротивления. Во время работы в московской хоровой школе я не раз становился свидетелем интересного феномена: дети, которые поначалу совершенно не показывали результатов, в какой-то момент начинали практически идеально слышать и петь! Профессионалы знают, что очень часто так называемый «слух» у ребенка есть, но по причине дискоординации он просто не может воспроизвести те ноты, которые он слышит, — всему свое время.

— Большинство детей неусидчивы, они не выносят рутинный труд. Как быть, если начало уже положено, а ребенок наотрез отказывается заниматься?

— Наверное, эта проблема будет оставаться актуальной всегда. Самое важное — это фундамент, заложенный в раннем возрасте. Педагог должен не просто поставить и наладить рабочий аппарат ребенка (руку — музыканту-исполнителю, голос — певцу), а должен постараться научить его любить музыку. Ведь если ученик не будет искренне влюблен в то, чем он занимается, в профессии он не останется. Другое дело, если музыка станет неотъемлемой частью его жизни, его пристанищем от всех невзгод, способом самовыражения, вечным источником внутренней гармонии… Многие вундеркинды, настоящие самородки были задавлены той непосильной нагрузкой и ответственностью за свой талант, которую взвалили на них взрослые. Поэтому обучение должно происходить только на добровольной основе! Нельзя убивать даже ту маленькую любовь к музыке, которая в ребенке уже зародилась. Если ему нравится, к примеру, просто импровизировать на клавишах, нужно это поощрять и обязательно разрешать ему делать это. Мастерством пренебрегать, конечно, тоже не стоит. Ведь чем больше человек занимается, тем больше у него шансов стать в конечном итоге конкурентоспособным исполнителей. Обычно с возрастом все осознают, что многое было упущено.
Но то золотое время, когда нужно и можно было заниматься, уже не вернуть, а техника неидеальна.
С совсем маленькими детьми занятия можно проводить в игровой форме, детям постарше нужно привыкать заниматься осознанно. Не просто проигрывать раз за разом какой-либо такт, а искать свой звук, вслушиваться в полотно произведения. Осознанность и концентрация внимания — волшебные компоненты, превращающие рутину в захватывающий процесс. Хотя и техническое мастерство — еще не все. В наши консерватории часто поступают представители Китая, Японии, Кореи, у которых просто потрясающие технические возможности. Но за артистизмом, за чувствованием, за глубиной, за тем, чем потом восхищается публика, они едут именно в Россию. Так что мое резюме таково: за успешными занятиями музыкой должны стоять добровольное желание, профессиональная мотивация и осознанность.

— Как вы считаете, приобретенные навыки могут помочь человеку выжить в современной реальности?

— Безусловно. Вне зависимости от того, кем ребенок станет, когда вырастет, развитая мелкая моторика, долговременная память, а также способность ассиметрично координировать свое тело и задействовать сразу оба полушария мозга ему точно не повредят. К тому же те классические произведения, на которых строятся программы обучения в музыкальной школе, уникальным образом влияют на сознание человека, вплоть до реального повышения IQ! Доказано, что люди, воспитанные на классике, морально устойчивее. Весь негатив, агрессию, депрессивность, которые нередко транслируют наши СМИ, просто необходимо постоянно нейтрализовать в себе каждому современному человеку. Приятный и действенный способ для этого — прослушивание русской и зарубежной классической музыки. Благодаря занятиям в юной душе также просыпается уважение и любовь к нашему великому культурному наследию, а отсюда и патриотизм, и подъем духа. Ребенок учится не только свободно владеть инструментом, но и выражать свои эмоции, раскрепощается внутренне и внешне, что помогает избежать многих психологических проблем в будущем. К счастью, сейчас существуют подготовительные классы и даже хозрасчетные отделения, куда принимаются детки, совсем не обладающие объективными музыкальными данными. И это прекрасно, ведь никого нельзя лишать этой возможности. И вообще у нас невероятно талантливая нация. Творчество во всех его проявлениях нам близко, оно делает нас гармоничнее.

— Ваши дети учатся музыке?

— Да, мои дочери осваивают скрипку и фортепиано. Могу по этому поводу сказать лишь одно: я не расстроюсь, если в дальнейшем они предпочтут иную профессию. Я знаю, насколько тернист путь музыканта. Отдача здесь не всегда такая материальная и моментальная. Я вижу, насколько им нравятся занятия, но загадывать сейчас еще рано. Если это стремление в них не угаснет, они однозначно продолжат профессиональное образование.

— Многих волнует вопрос: когда стоит начинать? С какими произведениями стоит знакомить детей, чтобы не отпугнуть от нее навсегда?

— Конечно, в первую очередь нужно самим подавать положительный пример. Многие врачи, кстати, советуют приобщать ребенка к классике еще в утробе матери. А вот по поводу конкретных произведений… Выбор просто огромен. Почти у каждого композитора есть то, что может запросто прийтись по душе даже самым маленьким слушателям. Например, Бетховен. Не стоит сразу ставить 14-ю сонату, лучше начните с песенки «Сурок», например! Я считаю, что обязательно должен звучать Моцарт: квартеты, симфонии, прелюдии, арии из опер. Его музыка очень легка, воздушна, доступна.
Шопен, Шуберт, Григ — потрясающе благозвучная, лас­кающая слух музыка. Можно послушать вместе Вивальди «Времена года» или его скрипичные концерты. Список можно продолжать бесконечно. В советское время были созданы замечательные инструментальные, вокальные (сольные/хоровые) сборники и хрестоматии для детей. Их до сих пор можно найти в библиотеках. Там собран очень разноплановый репертуар, изучать который всегда очень интересно. На одних страницах с классикой уживаются народные песни, эстрадно-джазовые зарисовки, замечательные советские детские песни.
Все это будет доступно ребенку с ранних лет и, возможно, даже сможет защитить его от пагубных веяний современной поп-культуры.

Мария НЕПОМНЯЩАЯ

ДОСЬЕ ТЖ
Андрей КРУЖКОВ, почетный работник культуры и искусства Тверской области, лауреат премии губернатора Тверской области, главный дирижер камерного оркестра «Российская камерата», камерного хора «Русский партес», яркий представитель современного поколения музыкантов России. Получил образование в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и аспирант уре при ней, которые с отличием окончил по двум специальностям (дирижер хора и дирижер симфонического оркестра). В 2003 году Андрей Кружков стал единственным приглашенным дирижером из России на фестивале-конкурсе «Киото 2003» (Япония), где дирижировал Интер- национальным симфоническим оркестром и Национальным молодежным хором Японии. В 2004 году представлял российское искусство в г. Монтевидео (Уругвай) на ежегодном фестивале русской музыки, где дирижировал Национальным государственным симфоническим оркестром радио и телевидения Sodre.

Под руководством Андрея Кружкова филармонические коллективы обрели новое дыхание, гастролируют в России и за рубежом, имеют репутацию мобильных и востребованных коллективов. С каждым годом в их репертуаре появляется много новой сложной и редко исполняемой музыки. Уровень профессионального мастерства Андрея Кружкова сделал возможным совместные выступления оркестра и хора с многими выдающимися музыкантами и творческими коллективами со- временности. Работа дирижера Андрея Кружкова отмечена множеством почетных дипломов и премий, в том числе премией губернатора Тверской области в сфере культуры и музыкального искусства.

Мария НЕПОМНЯЩАЯ

www.tverlife.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору