Когда Вячеславу Круглику предложили написать одноактную оперу на сюжет Михаила Зощенко для учебного проекта Санкт-Петербургской консерватории, он с удовольствием согласился. Так рассказ великого сатирика «Не надо спекулировать» обрел новую жизнь в «Спекулянтке».
А ведь риск творческой неудачи был так велик! Во-первых, в процессе работы ярчайшая зощенковская самобытность могла просто-напросто испариться, поскольку это субстанция чрезвычайно тонкая: ведь простота его прозы лишь кажущаяся. И тогда, возможно, случилось бы самое неприятное: опера вышла бы несмешной. В умении насмешить с Зощенко мало кто способен сравниться. Даже если мэтр сатиры Корней Чуковский, читая пародию начинающего писателя на одно из своих произведений, «захохотал как сумасшедший», то что говорить о других…
Но, в конце концов, кто не рискует, тот не сочиняет опер. К тому же либретто, написанное Верой Куприяновой, получилось просто замечательным, что, по признанию композитора, сыграло огромную роль в успехе проекта. «Спекулянтка» впервые была представлена
6 апреля 2014 года в консерватории. Исполнялась под фортепиано (Семён Заборин), солистами были Светлана Чуклинова, Надежда Хаджева, Алексей Чувашов, режиссером — студентка Жанна Чухрай (педагог Ирина Тайманова). И уже тогда стало ясно — «чего-то такое свеженькое» получилось! Публика приняла «Спекулянтку» восторженно: бурные аплодисменты, крики «браво», вызовы, цветы. Но не будем забывать, каковы были слушатели: в основном свои, консерваторские, недостаточно беспристрастные…
Три года «Спекулянтка» ждала своего часа.
И вот 18 мая 2017 года в Концертном зале Мариинского театра состоялась мировая премьера оперы в концертном исполнении. Для дирижера сценического духового оркестра Арсения Шуплякова она стала еще и личным дебютом как дирижера оперного. Оркестр и солисты были на высоте, образы получились яркие, зощенковские: Екатерина Сергеева выступила в партии «роковой женщины», состоятельной вдовы, мечтающей выйти замуж. Инара Козловская — в партии спекулянтки-молочницы, лишившейся мужа из-за собственной алчности. Андрей Максимов предстал в роли самовлюбленного мужа, который вовсе не прочь поживиться на дармовщинку и даже стать альфонсом.
Премьера стала для оперы серьезной проверкой на прочность. Она ее выдержала. Именно на этом концерте все окончательно «срослось» и стало органичным: и яркая музыка, и превосходное либретто, и талантливое исполнение, и главное — ожил дух творчества гениального сатирика с трагической судьбой… После премьеры многие слушатели поделились своими впечатлениями в Интернете. Вот один из отзывов: «Музыка в стиле эпохи, либретто так хорошо и забавно написано, оперу можно слушать от 12 лет и до…»
История «Спекулянтки» продолжается. Вечером 6 января (начало в 20.00) опера вновь прозвучит в Концертном зале Мариинского театра. Весь концерт получил название «Трагифарс любви и смерти». Довольно пафосно, но, согласитесь, впечатляюще. Во втором отделении сценический духовой оркестр под управлением А. Шуплякова исполнит сюиту из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в оркестровке В. Круглика. Если кому-то придет в голову идея (не самая плохая!) провести предпраздничный вечер в Концертном зале и послушать «чего-то такое свеженькое», приходите. В зависимости от эмоциональных предпочтений можно будет и посмеяться, и погрустить. Скучно определенно не будет.
Ирина КОСТИНА
Источник:
www.nstar-spb.ru