В его нынешнем виде музыкальное учреждение существует с 1939 года. А пик её всесоюзной популярности пришёлся на стык 50–60 годов, когда в Орле появился ДК железнодорожников, наиболее просторный и респектабельный в то время.
В областном архиве хранятся филармонические записи тех лет, впечатляюще показывающие, насколько популярен был Орёл для артистов необъятного Советского Союза. Концерт «Кабардинская и балкарская музыка» сменялся представлением наших северных народов, вечер балета Индии оттенял лектории о песнях молодёжи мира.
Кроме здания ДК ЖД наша филармония организовывала вечера приезжих артистов в самых разных точках города и области: клубе завода «Текмаш» и доме отдыха «Ботаника», в «Трудовых резервах» и строительном техникуме.
Наши орловские артисты тоже не сидели на месте, выезжали целыми бригадами в Ливны, в другие города и районы области. Только за четвёртый квартал 1957 года орловцы дали 177 концертов, на которых побывали 48 тысяч зрителей, валовой сбор составил 392 838 рублей.
Что запомнилось старожилам? С особым восторгом в 1958 году у нас встречали знаменитого Владимира Бунчикова с его лирическим баритоном, чья песня «Летят перелётные птицы» сделалась на тот момент знаком эпохи. «Услышь меня, хорошая», «Прощайте, скалистые горы» тоже повсеместно были на пластинках, довольно по тем временам некачественных, но отлично передававших неповторимый тембр Бунчикова, певца взрывного, азартного, часто выступавшего в паре с тенором Владимиром Нечаевым, человеком спокойным, однако великолепно сочетавшимся со своим великим напарником. Орловцы забросали певцов цветами.
Ещё вспоминают до сих пор концерт оперной певицы Гоар Гаспарян. Она родилась в Египте, с 1948 года приехала на жительство в Армению и через десять лет привезла в Орёл симфонический оркестр Армянской ССР, исполняла арии на музыку Моцарта, Штрауса, Грига. Певица тонкой стати с голосом четырёх октав, она в совершенстве знала 23 оперы; надо ли говорить, какое блаженство доставила орловцам.
Симфонический оркестр Северо-Осетинской АССР тоже с успехом выступал у нас несколько дней. Его сменил эстрадно-музыкальный дуэт Александра Шурова и Николая Рыкунина, они были юмористы, предтечи Тарапуньки и Штепселя. Их забавные песенки «А поезд шёл в Чик-чик-чикаго» и «Манечку заело» разлетелись по Орлу.
Конечно, не остался без внимания уже упомянутый вечер балета артистов Индии. Напомним, то были годы популярнейшего у нас индийского кино, фильм «Бродяга» знали каждый наш ребёнок, каждая домохозяйка. «Ещё актёра помним — Радж Капура» (Из песни Высоцкого «Я попросил подвыпившего йога»). Орловцев поразили концертные наряды гостей, они были в точности, как на полюбившихся кинолентах, и дивные звуки индийской виолы (что-то вроде нашей домры) принимались невероятно знакомыми, почти родными.
Надо сказать, что в те времена одёжки артистов не принимали нынешней вульгарной подделки; они в точности повторяли вековые традиции, по нарядам северных хористов-поморов можно было изучать этнографию.
Романсы знаменитой контральто Тамары Церетели в сопровождении грузинского ансамбля песни и пляски тоже вызвали восторг орловцев, громадную популярность обрели цыганские концерты с братьями Семёновыми, Людмила Лядова («У матросов нет вопросов») тоже сорвала нескончаемые аплодисменты.
Дружба народов была не пустым звуком. В Орёл приезжали артисты со всех республик Советского Союза.
Одесская жена Петра Лещенко Вера, приехавшая в Орёл с сыном и спевшая песню мужа «Татьяна, помнишь дни золотые», великолепные еврейские скрипачи Леонид Коган, Борис Гольштейн, пианист Юлий Гутман, профессор Яков Зак, виолончелист Святослав Кнушевицкий, ансамбль танца Белорусской ССР, эстрадный оркестр дирижёра Бориса Ренского, вечер надолго вскоре забытого властями тенора Георгия Виноградова, потом уехавшего в Канаду («В парке Чаир» и «Утомлённые солнцем»), привезённая из Сочи директором Орловской филармонии Евгением Шевченко будущая всесоюзная прима София Ротару — какая неповторимая россыпь талантов, взращённых на потрясающе обширных просторах Советского Союза и с удовольствием посетивших Орёл, старинный географический центр России…
Естественно, были и казусы. Поныне здравствующие очевидцы вспоминают, как в перерыв между концертными отделениями в буфет ДК ЖД вошёл один из известных концертантов и потребовал обслужить его без очереди. Если бы не потребовал, а попросил (такие заходили часто, поскольку буфет был общий), то его бы с удовольствием уважили. Но он нахамил («Знаете, кто я?»).
А мужики у нас тогда были все сплошь дети фронтовиков, да и сами фронтовики, народ отчаянный, воспитанный по законам не законности, а справедливости. Они просто въехали наглецу в глаз. Второе отделение отменили…
Ещё более интересный случай вспоминает бывшая работница завода «Малютка» (тогда полузакрытый радиоламповый), просившая её не называть:
— Одна заезжая знаменитость, не московская, а из избалованной национальной окраины, опоздала на час, прислала на сцену вместо себя конферансье. Это сам по себе отвратительный тип, да ещё и полчаса говорил банальности, тянул время всякой чушью. Я с места и говорю, мол, мы же не на вас пришли, объясните задержку, мы поймём. Он отвечает: подождёте.
Опять же хамство. Женщина повторила просьбу, конферанс снова пренебрежительно отмахнулся, да ещё и сел на предназначенное ожидаемой знаменитости кресло, закинул ногу за ногу, приготовился продолжить болтовню. Женщина из ИТР (инженерно-технические работники, они были главными зрительскими завсегдатаями концертов) решительно вышла на сцену, намереваясь в микрофон выразить возмущение и успевшая сказать профессиональному говоруну пару ласковых.
Тут из задних рядов встали пятеро крепких парней в штатском (понимаете, кто имеется в виду под этим расхожим обозначением), строем прошли на сцену и… вывели женщину.
Её потом, конечно, в участке отпустили, сделав дежурное внушение про дружбу народов, про партийную её сознательность и прочую фигню. Зато припоздавшую нацзнаменитость зал дружно и весь вечер освистывал. Будто предвидел, чем обернётся в нынешнее время та «дружба народов».
Но это единичные случаи. Дружба в самом деле была и осталась. Дерутся политики, простой народ всегда хочет жить в мире, если его не поджигают. И артисты тогдашних лет искренне уважали и соседей, и себя, исполняли номера и на собственном языке, и на русском.
…А орловская филармония продолжает жить и здравствовать. Правда, сценические площадки сейчас стали дороги, а сам зал филармонии очень камерный, много зрителей вместить не может. Долгие годы стоит вопрос о выделении нового просторного помещения, по примеру соседних областей. Талантов же у нас и сейчас хватает, и столичные едут к нам с удовольствием.
Автор:
Юрий Фильчаков
regionorel.ru