С 6 по 13 октября в Екатеринбурге состоится IV Международный музыкальный фестиваль «Евразия». Фестиваль проводится Свердловской филармонией при поддержке Губернатора Свердловской области. Художественный руководитель фестиваля — Дмитрий Лисс. В диалоге культур Восточной и Западной цивилизаций примут участие представители Франции, Германии, Италии, Польши, Китая, Сирии, России.8 концертов с участием двух оркестров — Уральского филармонического и Мюнхенского камерного, Симфонического хора Свердловской филармонии, ансамблей Шейха Хамеда Дауда и Accademia Hermans, фортепианного дуэта Грау — Шумахер, а также блистательных солистов; события офф-программы (концертные программы, творческие встречи, автограф-сессии, кинопоказ, трансляции концертов) и экспериментальная «Неклассическая ночь» в клубе Дом Печати проведут музыкантов-участников и слушателей по фестивальному Пути.
«Путь» — главная тема четвертой «Евразии», имеющая фундаментальное значение в истории развития двух цивилизаций, элемент их общности и взаимосвязи. Развитие, неизменно приводящее к новому качеству. Универсальное понятие, применимое к описанию пути художника в искусстве и жизни его творения, эволюции всей древней культурной традиции и судьбы отдельного старинного инструмента.
6 октября, в день открытия «Евразии», Уральский филармонический оркестр и DJ Switch представят Концерт для вертушек с оркестром Габриэля Прокофьева. Автор музыки — внук знаменитого композитора и сын талантливого художника с прошлым диджея и настоящим создателя оркестровых партитур. Помимо российской премьеры собственного сочинения он презентует в Екатеринбурге проект Nonclassical Night, где современная классическая музыка становится частью dj-сетов. «Неклассическая ночь» — параллельный путь развития академического искусства, жизнеспособность которого подтвердил успех проекта в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке. Для «Евразии» «Неклассическая ночь» откроет новый музыкальный формат — сойдет со сцены академического зала в клуб.
Национальный китайский инструмент Пипа, известный с III века нашей эры, выступит инициатором и полноправным участником Китайско-европейского музыкального «Диалога». 7 октября пипаистка Линлин Юй представит его как носителя древней традиции, как современный ансамблевый инструмент и как объект экспериментов актуального академического искусства. В ансамбле пипы с гитарой и струнными прозвучит самая разная музыка, от китайских народных мелодий до Тан Дуна и переложений сочинений Чайковского. Также будут представлены три российских, одна европейская и три мировых премьеры — свидетельство повышенного интереса к этому инструменту.
Свою нишу в современном культурном пространстве обретают древние ритуальные действа. Танец кружащихся дервишей Дамаска, сопровождаемый звучанием аутентичных инструментов, станет самым экзотическим вечером фестиваля (8 октября). Пропагандируя древнюю восточную культуру, участники ансамбля Шейха Хамеда Дауда из Сирии делают ставку на зрелищность и художественную ценность древнего суфийского ритуала. Их выступление определит кульминационную точку темы Востока в екатеринбургской «Евразии».
Вторая половина фестиваля сфокусирована на европейской культуре, но и в ней ощущается дыхание Азии. В программе Мюнхенского камерного оркестра прозвучит Камерная симфония корейско-немецкого композитора Исана Юна (9 октября). Известный пианист Герхард Оппитц исполнит Вторую сонату японского автора Сабуро Морои, прошедшего европейскую композиторскую школу (11 октября). Образцами «чистого жанра» можно считать барочно-импрессионистскую программу французского пианиста Пьера-Лорана Эмара (10 октября), а также «генделевский» концерт ансамбля Accademia Hermans с певицой Робертой Инверницци (12 октября), который вскоре повторится в лондонском Уигмор-холле.
Путь фестиваля завершится 13 октября его главной премьерой — произведением UR итальянского композитора Ивана Феделе, созданным специально к четвертой «Евразии» по заказу Уральского филармонического оркестра. В предисловии к нему автор пишет: «
Путь познания длится на протяжении всей истории человечества. Он обладает той же силой, что и дороги, ведущие нас к исследованию неизвестных земель». По «пути к неизведанному» ведет и сам фестиваль, рожденный на уральской земле. Не случайно UR созвучен названию региона, где ему впервые суждено прозвучать, и имени оркестра, который его исполнит.
Фестиваль «Евразия» был задуман как беспрецедентный проект, отражающий особое геополитическое положение Екатеринбурга и стремительную динамику развития региона. Первый фестиваль состоялся в 2011 году и с тех пор проводится каждые два года. За это время он стал культурным брендом региона и проделал большой путь по музыкальному ландшафту Европы и Азии. Но путь проекта «Евразия» не завершен, он продолжает движение во времени и пространстве, открывая новые темы для межкультурного диалога.