Как гласит хайку средневекового поэта-странника Мацуо Басё,
От единого корня растут
И старая и молодая слива.
Обе льют аромат.
Натянутая тетива стала прародительницей не только метательного оружия, но и всей армии струнных музыкальных орудий, известных сегодня миру, включая арфу и рояль. А охотничьи трофеи, кость и рог дикого зверя, стараниями первобытного человека раскрыли способность зазвучать флейтами и трубами — сначала как зов на новую охоту или в военный поход.
Классическое изречение «когда говорят пушки, музы молчат» — насколько хрестоматийно, настолько же и спорно: ибо еще Бетховен и Чайковский, а до них певец Французской революции Госсек, приглашали самые настоящие пушки к участию в симфоническом оркестре, выписывая их строчки в батальных сценах своих партитур.
27 мая дуэт «Виолончелиссимо» приглашает одесситов на премьеру необычного мультимедийного арт-проекта «ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КЛАДЫ: Мистерии Клио и Эвтерпы», в котором покровительница лирики Эвтерпа («увеселяющая») и муза истории Клио («дарующая славу») — две из девяти дочерей громовержца Зевса и богини памяти Мнемосины — проведут зрителя по палубам корабля Хроноса.
На этом маршруте мы хотим обнаружить неожиданный эффект мета-резонанса духовной и материальной культур.
Неотъемлемая и очень важная составляющая материальной культуры любого народа — оружие. Оно не только отображает уровень научно-технического прогресса народа, но и становится ценным источником для изучения истории и духовной культуры того или иного этноса, нации, государства.
«Авторское оружие — это и оружие и произведение искусства одновременно. Нередко при создании исторического оружия появлялись образцы, украшенные с таким тщанием и выдумкой, что становились самостоятельными шедеврами, вызывающими отклик в душах людей далеких от военных действий. При этом ключевую роль, как правило, играет клинок, заостряющий внимание на проблеме, которую автор решает в данной композиции. Он совершает привычную ему работу — наносит удар и обнажает замысел. А украшение оружия всегда придавало ему более глубокий смысл.
Для меня авторское оружие — это попытка разгадать какую-то определенную загадку своей жизни. Не я придумываю сюжеты композиций. Это темы, тревожащие меня, как бы сами порождают себя», — писал наш соавтор в данном проекте Виталий Шлайфер, уникальный разносторонне одаренный Человек. Врач по первому образованию, полярник, страстный охотник, собаковод, увлеченный коллекционер и исследователь оружия исторического — и создатель-руководитель проектов многих десятков композиций оружия авторского, знаток и ценитель высокого в музыке и других искусствах, жизнелюб и женолюб — и, наконец, глубокий писатель… К огромной боли всех, кто его знал, безвременно ушедший год назад…
Среди духовного наследия, оставленного нам Виталием Шлайфером — не только созданный им и существующий уже 11 лет уникальный запорожский Музей истории оружия с более чем 4000 экспонатов со всех уголков мира, от среднего палеолита до второй половины века двадцатого (абсолютное большинство из которых — личная коллекция автора музея!), не только множество научных публикаций по истории оружия — но и ряд лирически-философских литературных откровений.
Фрагменты двух из них — монологи Наместника-Хранителя и Свидетеля из повести «Амазонки на Хортице» и совершенно необычного романа «Время собирать клады» — составили вербальную основу для сотворения многомерной картины мира в наших предстоящих «Мистериях».
«Времен связующая нить» Любви и Памяти в словесных и оружейных размышлениях Виталия Шлайфера вступит в мистериальную философскую дуэль с музыкой знаменитой румынки Виолеты Динеску о диалектике личного и внеличного в человеке. Музыкальное «оружие» еще одной современной амазонки — Йоанны Степальской-Спикс (пьеса «Сабля») высечет искры в боевом поиске Истины звука. Заскрипит древняя колесница Анны Эрикссон («Ступица колеса»), собираясь в поход из темного Средневековья в эпоху космических скоростей и энергий.
Барочная музыка интереснейшего английского композитора 17 века Джона Хингстона, открытая миру нынешними кладоискателями после трехвекового забвения, предоставит духовный код-ключ для перемещений во времени, а сверкающие гранями классицистского совершенства «Шотландские песни» старо-венца Йозефа Гайдна в звучании детского вокального дуэта унесут в параллельные миры, где правит божественная Гармония — дочь великой, космической мощи, богини любви Афродиты и сумрачного странного Ареса, бога войны ради войны…
«Inter Lacrimas et Luctum»: среди слез и печали. Эти слова Людвиг ван Бетховен написал в качестве эпиграфа к одному из самых светлых своих сочинений — Третьей Виолончельной cонате (1808), когда узнал о смерти Гайдна. Композиция Вадима Ларчикова также апеллирует к Йозефу Гайдну, цитатой из его до-мажорного Виолончельного концерта. И еще одна апелляция стала ключевой в концепции этого опуса — к Александру Куприну, к его философии любви.
…Есть ли Вечная Гармония в нашем полном страдания мире? Если да, может, это Любовь?..
А «Предсказатель», рожденный в мастерской авторского оружия Виталия Шлайфера, напомнит о Вечности, неразрывной связи времен — но и о минных полях Хроноса — в диалоге с пьесой нашей современницы, крымчанки Мерзие Халитовой «Прошлое, Настоящее, Вечное…».
«ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КЛАДЫ: Мистерии Клио и Эвтерпы» — проект, воплощением которого в Одессе Дуэт «Виолончелиссимо» завершает свой юбилейный 20-й творческий сезон.
До встречи в Кирхе 27 мая, друзья!
«ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КЛАДЫ»
Мультимедийные мистерии Клио и Эвтерпы, или Арт-симбиоз музыки, слова и оружейного искусства
Действующие лица:
Наместник Клио, музы истории; он же Хранитель
Свидетель
Авлос Эвтерпы, музы лирики —
Дуэт «ВИОЛОНЧЕЛИССИМО»
Ольга ВЕСЕЛИНА, виолончель
Вадим ЛАРЧИКОВ, виолончель, виола да гамба
&
Детский вокальный дуэт
Мария ТЕРЕЩЕНКО
Елизавета ВЕСЕЛИНА-ЛАРЧИКОВА
Молчаливые свидетели судеб —
артефакты мастерской Виталия ШЛАЙФЕРА
(г. Запорожье)