Дискуссия «Академическая музыка в России — образование и профессии» прошла в зале «Амфитеатр» в рамках деловой программы Московского форума культуры.
Дискуссию модерировал музыкальный продюсер, художественный руководитель Российского Музыкального общества, советник художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Т. Курентзиса Алексей Трифонов.
Участниками стали: Григорий Левонтин (директор Государственного академического симфонического оркестра), Дмитрий Сибирцев (директор театра «Новая Опера»), Дмитрий Курляндский (музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский), Валерий Ворона (ректор Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова), Владимир Тарнопольский (композитор, руководитель Научно-творческого центрa современной музыки Московской консерватории), Виктория Коршунова (директор Московского ансамбля современной музыки), Владимир Мартынов (композитор, лауреат Государственной премии Российской Федерации).
В настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация с взаимодействием людей и организаций, работающих в сфере классической музыки. Затруднены коммуникации между профессиональными и образовательными институциями. Многие симфонические оркестры и оперные театры России испытывают острейшую нехватку высокопрофессиональных кадров — как музыкантов, так и менеджеров. При этом музыкальные вузы России выпускают ежегодно тысячи музыкантов, большинство из которых увы не находит себе применения в российских творческих коллективах. В сфере российского музыкального образования наблюдается серьезный пробел, связанный с отсутствием информации и записей современных исполнителей. В большинстве средних и высших музыкальных образовательных заведений не налажено качественное и систематическое изучение стилей исполнительского искусства.
Участники дискуссии отметили, что руководители музыкальных учреждений вынуждены строить программу на коммерческих событиях. Классическим залам необходимо финансирование для того, чтобы создавать по-настоящему хорошую программу. «Нет целого ряда законодательных актов, и не стоит ждать, что они возникнут по инициативе чиновников — они просто не знакомы с проблематикой. Необходима инициатива самого музыкального сообщества» — отметил Алексей Трифонов.
При этом спикеры признали, что залы полны, но публика очень разнородна. Многие композиторы часто не имеют представления о том, для кого они играют, и не интересуются этим. Сегментирована и профессиональная среда — музыканты из театров и консерваторий формируют закрытые сообщества, которые никак не связаны между собой.
В ходе дискуссии эксперты также обсудили проблемы в детском музыкальном образовании: по мнению экспертов, в нынешнем виде оно прививает детям отвращение к классике. В последние годы исчез спрос на литературу для музыкальных школ — так, издательства музыкальной литературы лишились основного источника дохода.
В общеобразовательных школах в лучшем случае учат историю музыки. Специалисты убеждены, что детей необходимо учить слушать музыку — такие программы для школ действуют, например, в Японии и Южной Корее. В этом случае дети становятся взрослой сознательной публикой, для которой классическая музыка имеет действительно большое значение. Быть же школьным учителем музыки в России сейчас совсем не престижно, и в этом, по мнению экспертов, кроется большая проблема.
Сайт Форума «Культура. Взгляд в будущее»:
www.moscowcultureforum.ruМероприятия профессиональной программы доступны по регистрации, регистрация открыта на сайте Форума. Фестивальная программа свободна для посещения.
Открытие: 15 октября, 11.00
Время работы Форума: 15 — 18 октября, 11.00 — 22.00
Вход бесплатный, посещение профессиональной программы по регистрации.
Пресс-служба:
press@moscowcultureforum.ru