Многие люди так «боятся» классической музыки, что даже не пытаются ее слушать. Директор и главный дирижер Харьковской областной филармонии Юрий Янко уверен: если у человека есть в душе хоть что-то светлое – классическая музыка не может не нравиться.
Первое рандеву с классической музыкой может состояться не обязательно в концертном зале, говорит Юрий Янко.
– Существует много причин, почему люди не слушают классическую музыку, но рано или поздно к ней нужно приобщиться, – считает директор филармонии. – Какой первый шаг нужно сделать? Раньше я советовал начинать с музыки Моцарта, но со временем понял, что, наверное, ошибался. Моцарта, как и Бетховен или Гайдн могут быть нам не близки. Их произведения основываются на григорианском хорале, а это протестантская или католическая церковь – мы ведь не ходим туда с детства. Самая простая и доступная для нас – славянская музыка, например Чайковский. Причем начинать лучше с балета – человеку без музыкальной подготовки непросто воспринимать симфонию. Как правило, послушав сложное произведение, человек решает: «Это набор звуков, это не для меня». Пример балетной музыки – «Вальс цветов» из «Щелкунчика», танец маленьких лебедей из «Лебединого озера», вальс из «Спящей красавицы». Это очень красивая, понятная для нас музыка. Кроме того, вы можете представить видеоряд – лебеди, цветы.
Мелодию лучше слушать не один раз. Если во время прослушивания пришла усталость – запись лучше выключить и вернуться к ней, когда появится настроение, рекомендует музыкант. Прослушав музыку несколько раз, человек начинает узнавать мелодию, ему хочется послушать другие мелодии.
Тем, кто уже считает себя меломаном, Юрий Янко советует послушать третью часть Второй симфонии Сергея Рахманинова.
– Вы услышите море прекрасных звуков: начинает кларнет, потом тему подхватывают скрипки, подключаются духовые инструменты, – живописует дирижер. – Это изумительно красивая музыка. Если и она не понравится – ваши дела плохи: слушайте не десять, а сто раз. Музыка – самое демократичное искусство, она не может не нравиться – разве что медведь на ухо наступил.
Многие страшатся слова «симфония», но на самом деле ничего страшного в симфонии нет – в каждой из них присутствует одна и та же «математика».
– Симфония, за редким исключением, состоит из четырех частей. Первая тема – маленькое вступление – как салат, который подают перед обедом, чтобы вызвать аппетит. Дальше следуют первая и вторая темы – одна обычно резвая, вторая более лиричная, – объясняет дирижер. – Потом следует разработка, где темы могут сочетаться. Бетховен, например, – мастер множества вариаций одной темы. Третья часть – обычно танец, быстрый или медленный. В классических симфониях у Моцарта или Гайдна это большей частью менуэт. В симфониях украинских авторов можно встретить и гопак. Финал — как правило, бравурный. Может быть и трагическим, но гораздо реже – в основном симфонии завершаются хэппи-эндом.
Елена Ковальская