Сольный концерт камерного оркестра «Бис-Квит» в Большом зале Государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича — пожалуй, пока самое яркое и необычное музыкальное событие Северной столицы.
Филармония — безусловный оплот петербургского музыкального классицизма, цитадель «серьезной» музыки, чуждой понятиям популярности, массовости и доступности. Публика, верная этим эстетическим и вкусовым заветам, приходит сюда годами и десятилетиями — «на Бетховена», «на Рахманинова», «на Дворжака». Исключения настолько редки, что на ум приходит разве что одно — сольный концерт «А теперь Моцарт!» фриковатых «классиков» Алексея Игудесмана (скрипка) и Ричарда Хьюнг-ки Джу (фортепиано), состоявшийся в рамках Международного фестиваля «Серебряная Лира» в 2012.
Помнится, до конной полиции тогда дело не дошло, но входные двери Большого зала чуть-чуть было не рухнули внутрь. И есть отчего: смешивая музыкальные диаметральности, приправляя все лошадиными дозами иронии, не боясь называть в своих скетчах конкретные имена, дуэт Игудесман — Джу оставил по себе беспримерно громкое культурное «эхо».
И вот теперь, при грандиозном супераншлаге на прославленную сцену вышли молодые люди, с видимым удовольствием «рифмующие» рафинированную классику саундтреков с народными инструментальными every green («Валенки» — как известно, наше все!).
Программа 16 марта была построена на моментально узнаваемом материале хитов мировой киномузыки. «Амели», «Ва-банк», «Пираты Карибского моря», «Хороший, плохой, злой», «Запах женщины», «Джеймс Бонд», «Киллер Леон»… Причем все в оригинальной, затейливой аранжировке, добавляющей к узнаваемости изрядную порцию тонкой иронии, свойственной всем умным и много концертирующим исполнителям.
Здесь, как кажется, художественный руководитель проекта Андрей Антипов (балалайка — контрабас) перестраховался сверх меры, выбирая для выступления в «особенном» зале самые простые для понимания «особенной» же филармонической публикой номера и тщательно избегая даже минимального иронического цитирования кого-нибудь из великих. И это, пожалуй, единственная концептуальная промашка, о которой здесь есть смысл упомянуть. Стараниями тысяч и тысяч технически безупречных исполнителей излучающие подлинную витальность классики симфонической музыки выглядят бесконечно бронзовыми и мертвенно-холодными в глазах новых поколений потребителей музыки. Если бы «Бис-Квит» решились пройтись своим оживляющим «кроссоверным» взглядом по забронзовевшим партитурам, регулярно звучащим и в этих стенах тоже, их успех в Большом зале был бы не только «вширь», как это имело место вечером 16-го, когда все провели в БЗФ безусловно приятный, комфортный, однако какой-то по-ресторанному легковесный вечер, но и «вглубь». Тогда бы за классик-кроссоверностью был виден по-настоящему новый взгляд на давным-давно устоявшиеся и покрывшиеся патиной времени культурные реалии.
Хотя, может статься, мы придираемся совершенно попусту. Так как ждали от концерта «Бис-Квита» примерно того же, что в свое время здесь устроили упоминавшиеся выше Игидесман и Джу, а петербургский коллектив работает в ощутимо более легкой «весовой категории» музыкального иронизма. Улыбчивые выпускники Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова Андрей Антипов, Ольга Евстафьева (домра-альт), Рустам Гафаров (балалайка-прима), Александр Сошников (аккордеон), Владимир Маслов (ударные) и Алексей Стрелко (саксофон) просто предпочитают не валить оземь истуканы устоявшихся музыкальных авторитетов. Вполне возможно, они расчетливо обрабатывают их легким «абразивом» вполне дружеского профессионального «стеба», полагая, что кому нужно — тот и своим разумением додумает, насколько хороша или дурна классика, замороженная «бесчеловечным» техническим подходом к исполнительству.
Также в этот вечер на сцену вышли бас Денис Седов (он исполнил номер Por Una Cabeza из кинофильма «Запах женщины»), солистка Мариинского Ольга Пудова (ария Плава Лагуны из кинофильма «Пятый элемент», в основу которой легла ария O guisto cielo! из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур») и Евгения Зима (скрипка), в исполнении которой прозвучала центральная музыкальная тема из кинофильма «Список Шиндлера».
Лично мне приглашенные для «оживляжа» гости ощутимо мешали: искрометная, смеющаяся музыка «Бис-Квита» настолько далека от скуки, что заскучать на «Бонде» или на «Ва-банке», исполненных с легкостью и изяществом, — это просто нереально.
Хочется верить, что знаковое выступление коллектива, существующего, оказывается, уже 14 лет, выведет коллектив на более высокую орбиту популярности. На ту, на которой уже не боязно всерьез приниматься за по-настоящему истосковавшиеся по новому прочтению «классические» имена и сочинения.
Александр Быстрых, специальный корреспондент
НЕВСКИХ НОВОСТЕЙnevnov.ru