11 июня на сцене зала ННГУ (Б.Покровская, 37) Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» свой 20-й концертный сезон закрывает с блистательным музыкантом и дирижером, лауреатом многих престижных премий Максимом Емельянычевым.
В новой программе — выдающиеся очень разные, яркие и по-своему уникальные произведения музыкального искусства XX века:
«Фантазия на темы Томаса Таллиса» (1910) стала первым крупным сочинением английского композитора, основоположника «английского музыкального ренессанса» (новой английской композиторской школы)
Ральфа Воан-Уильямса (1872 −1958). Он скрупулёзно изучал фольклор и утверждал, что завоевать мир нельзя, если ваше искусство не закоренилось прочно в вашей собственной почве. Параллельно он исследовал творчество английских композиторов Возрождения, одной из крупнейших фигур которого был Томас Таллис (1505–1585). Как и Таллис, Воан-Уильямс был органистом и высоко ценил мастерство контрапункта своего далёкого предшественника. Не случайно «фантазийный» оркестр Воана-Уильямса звучит как орган — драматично, собрано, стройно, мелодически ясно. Мастерство голосоведения — одна из характерных особенностей самобытной и яркой музыки Уильямса. Вдохновение использовало его талант до конца жизни: за два последних года он написал, кроме прочих сочинений, две симфонии (из девяти)! Музыка этого не столь известного в России композитора несколько лет подряд занимала высшие строчки в рейтинге популярности британской радиостанции «Classic FM», а «Фантазия на темы Томаса Таллиса» уступила место только второму фортепианному концерту Сергея Рахманинова…
История пьесы c трудно переводимым названием
«Shaker loops» (1978) нашего современника, американского композитора
Джоржа Адамса (1947) началась с квартета «WaveMaker», написанного ранее в том же году и не имевшего в отличие от последовавшего секстета публичного успеха. Волны «WaveMaker» представляли собой длинные секвенции колебаний мелодического сегмента, образующие в комплексе некое мерцание рисунка музыкальной ткани, напоминающее рябь на поверхности водоёма. Этот образ может быть ключом к пониманию игры слов «Shaker loops». В музыкальном плане «to shake» означает либо тремоло смычком, либо трель. Здесь этот технический прием не просто средство выразительности, а, скорее, текстура, отражающая концепцию сочинения. С концепцией «Sheker» связаны впечатления композитора от увиденного в Кентербери медитативного танца «Шейкеров» (религиозной секты), целью которого было физическое и духовное преображение. Движение этого танца (со слов Адамса) энергетически наполнило содержание, и в «механистически упорядоченной вселенной минимализма» (на месте подвысохшего водоёма) музыка обрела свой смысл, что в конечном итоге привело к воплощению нового сочинения, или во всяком случае первой (из четырёх) её части «Shaking and Trembling». Эта музыка использована в кульминационной сцене культового фильма «Barfly» (потрясающе сыгранной Мики Рурком и Фэй Данауэй). Что касается «loops», то идея отсылает к эпохе магнитофонной ленты, куски которой можно было переклеивать, повторяя до бесконечности ритмические и мелодические фигуры. В 1983 секстет был переделан для состава струнного оркестра, что добавило ему акустической мощи и плотности звучания. По сей день «Shaker loops» — одно из самых исполняемых сочинений композитора.
«В 2008 году вдова
Франка Мартена (1890–1974) Мария обнаружила в комоде в доме в Голландии, где композитор провел последние 28 лет своей жизни, неизвестную ей партитуру. Названное
„Баллада для флейты, струнного оркестра, фортепиано и ударных“, это произведение — транскрипция первой из шести Баллад женевского автора. Позже выяснилось, что изначально она была написана в 1938 году в Сиднее и посвящалась саксофонисту Сигурду Рашеру, музыканту, известному легкостью обращения с самыми высокими тесситурами. Возможно, новая версия была сделана для того, чтобы сделать произведение более доступным для публики. Всемирная премьера Второй Баллады для флейты и т. д. состоялась 19 ноября 2010 года в исполнении туринского Оркестра RAI и флейтиста Марио Кароли…» Солисткой в нашем концерте выступит лауреат международных конкурсов
Мария Филиппова.
С именем
Джорджа Гершвина (1898–1937) связана одна из наиболее интересных глав истории музыки Соединенных Штатов Америки.
«Рапсодия в стиле блюз» или, как её часто называют, «Голубая рапсодия» (blue в переводе с англ. — «синий» (голубой), а также «грустный» (печальный)) относится к числу наиболее известных произведений композитора: она синтезирует в себе самые характерные черты музыки целой эпохи. Пьеса была заказана Полом Уайтманом (руководителем знаменитого оркестра) тогда еще начинающему композитору и музыканту, как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. По своему жанру она приближается к фортепианному концерту. Вечер премьеры Рапсодии, 12 февраля 1924 года, где автор играл партию солирующего рояля, стал самой знаменательной датой биографии Гершвина. В первых рядах находились прославленные музыканты: Рахманинов, Стравинский, Хейфец, Цимбалист, Стоковский. Прием Рапсодии был буквально беспримерен. И солист, и оркестр, и дирижер удостоились бесконечных оваций.
Сочинение прозвучит в переложении для трубы и струнного оркестра. Солист — заслуженный артист
России Рустем Зиганшин (Пермь).
Начало концерта в 18:30