Скоро в Белгород из Санкт-Петербурга прибудет Александра Капинос — карильонистка, директор фонда «Русский карильон», соорганизатор международного фестиваля «Музыка над городом». И 14 сентября в 13:00 на Музейной площади, рядом с парком Победы, её концерт оригинальной музыки для карильона соло разнообразит традиционный «Белгородский звон» — музыкант представит фламандскую композиторскую школу, кроме того, исполнит народные песни Фландрии. В преддверии события с Александрой Капинос побеседовала обозреватель «Белгородских известий» Екатерина Шаронова.
— Александра, когда Вы впервые услышали музыку карильона, какой она Вам показалась?— В 2009-м я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на кафедру старинных инструментов, где изучают орган, клавесин и карильон. Наш профессор Йозеф Виллем Хаазен — человек, которому мы обязаны возрождением карильонного искусства в России, — привёл нас в Петропавловскую крепость.
В башне собора Святого Петра и Павла я впервые увидела и услышала карильон. Мы слушали его изнутри, из так называемой будки карильониста. Лавина звуков, мощь и лёгкость одновременно, — карильон очаровал мгновенно. И сразу же желание играть на нём возникло. А после случилось знакомство с петергофским «набором колоколов и колокольчиков». Он расположен в парке, и, когда внезапно слышишь его, но ещё не видишь, откуда доносится звук, кажется, будто заиграл воздух — невесомо и хрустально. Словом, у каждого карильона — свой характер. Петергофский и белгородский чем-то в этом смысле похожи.
— Да, Вы ведь уже выступали в нашем городе (декабрь 2013-го) и можете оценить белгородский инструмент.— Помня о таком радушном приёме в прошлый мой приезд, я с удовольствием возвращаюсь в Белгород. Ваш карильон, безусловно, отличается от того, на каком я привыкла играть (от петропавловского), но очень приятно звучит. Что мне ещё понравилось? Необычно было сидеть прямо перед колоколами и так близко к публике во время концерта.
— На сегодняшний день в России три карильона. Но скоро появится и четвёртый. Где его установят?— Совсем скоро этот инструмент займёт своё место во Дворце Меньшикова на Университетской набережной, рядом с СПбГУ. В первую очередь он предназначен для студентов университета, хотя будет использоваться и как концертный. Как и все русские карильоны, его создаёт нидерландская Королевская колокололитейная компания Petit & Fritsen — большинство колоколов уже готовы. Подобно белгородскому, он будет мобильным.
— Насколько я понимаю, этими вопросами и занимается фонд «Русский карильон». А что ещё входит в цели и задачи вашей организации?— Всё, что прямо или косвенно связано с карильонной музыкой в нашей стране — установка новых инструментов в других городах России, поддержка русских карильонистов, организация их гастролей по России и за рубежом, организация и проведение конференций, мастер-классов для них, выпуск и распространение аудио- и видеосборников карильонной музыки.
— И, конечно, международный фестиваль «Музыка над городом» (в рамках которого неоднократно выступал белгородский карильонист Тимур Халиуллин)?— Да, конечно. И последние пять лет я наблюдаю, как у карильона появляется всё больше поклонников — сформировалась большая постоянная аудитория «Музыки над городом», постепенно он стал одним из любимых летних фестивалей Северной столицы.
— А как возник «Русский карильон»?— Фактически фонд существовал с 2001-го, когда восстановленный карильон снова зазвучал в Петропавловской крепости. Но несколько лет назад Йо Хаазен задумал придать ему статус официальной организации. Необходимость эта была очевидна — так мы могли бы представлять интересы русских исполнителей на более высоких уровнях, и не только в России, но и в мире. И вот минувшей весной на одном из собраний русские карильонисты, наконец, решили официально зарегистрировать фонд.
— Судя по программе концерта, Вы представите генезис фламандской карильонной школы — от музыки первого композитора для карильона Якоба ван Эйка до композиторов XVIII (Матиас ван ден Гейн), XIX и XX века, кроме того, прозвучат народные мелодии Фландрии?— Да, я исполню оригинальную музыку для карильона. В этом году посетила Бельгию и заново открыла для себя великолепие музыки Жефа Денейна, Матиаса ван ден Гейна, Стафа Нееса. В композициях этих выдающихся фламандских композиторов-исполнителей максимально раскрываются выразительные и технические возможности карильона. А светлые и мелодичные народные песни Фландрии-то, с чего начиналась и из чего черпала вдохновение карильонная культура. Так что белгородские слушатели смогут в некотором роде побывать на родине малинового звона, ведь именно его они и услышат на моём концерте.
— А корректно ли говорит, что традиция, которую Вы представите, — самая важная для карильонной музыки в целом?— Давайте порассуждаем. Фландрию называют родиной карильона. И музыка фламандских композиторов-карильонистов-то, что раскрывает спектр выразительных возможностей нашего инструмента, та основа, на которой мы учимся, как для него сочинять. Подчеркну и тот факт, что Жеф Денейн в 1922-м учредил Королевскую школу карильона, тем самым положив начало образованию в этой области.
— К слову о сочинительстве… Вы сами музыку пишете?— Нет, но иногда импровизирую. Импровизация, кстати, занимает важное место во фламандской карильонной традиции. Скажем, многие сочинения Жефа Денейна имеют импровизационную структуру.
— А кого из современных карильонных композиторов выделяете?— Назову имена американцев Джона Кортера, Роберта Бёрнса и фламандца Кристиана ван Ингельгельма. И, конечно, Олеси Ростовской. Эта русская карильонистка создаёт очень много произведений для нашего инструмента.
Екатерина Шаронова