С 18 по 25 августа в Петербурге пройдёт Х международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Хотя Елены Васильевны уже нет с нами, соревнования обещают быть одними из самых представительных за всю свою историю: заявки на участие прислали почти 260 вокалистов из 19 стран мира!
Нет ничего нет ничего прекраснее голоса человека. © / из личного архива / АиФ-Петербург
Организатор и учредитель конкурса, председатель попечительского совета — известная пианистка и педагог, народная артистка России, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра Лариса Гергиева.
Помочь в беде
АиФ-Петербург: — Лариса Абисаловна, очевидно, что интерес к конкурсу был всегда, но почему в этом году такой бум?— Думаю, это дань великой певице, неожиданный уход которой серьёзно потряс молодых вокалистов. Заявок на участие, действительно, подано столько, что мы приняли решение в первом туре исполнять не два произведения, а одно. Потому что более 500 оперных арий за три дня выслушать невозможно.
АиФ-Петербург: — Елена Васильевна всегда была примером служения профессии, а получается, что и стране, и миру? — История конкурса дала лауреатов, которые влились в море российской и мировой культуры. Имена говорят сами за себя: Ильдар Абдразаков, Юлия Лежнева, Алексей Марков, Ольга Пудова, Виталий Билый, Михаил Колелишвили… Есть особый бренд — лауреат конкурса Елены Образцовой.
О том, как артист может служить своей стране и помогать людям в беде, расскажу такую историю. В 1999 году произошёл теракт на рынке во Владикавказе — очень много людей погибло. У одной известной певицы был запланирован концерт, но она выступать в эти дни побоялась. Мне позвонили из Владикавказа, попросили приехать и пригласить кого-нибудь из исполнителей, чтобы поднять моральный дух жителей города — все были очень подавлены. Позвонила Образцовой и услышала в ответ: «Едем!» Через три дня мы были в столице Северной Осетии, дали два концерта. Это был первый приезд Елены Васильевны в республику, потом она любила здесь бывать.
В прошлом году в честь 75-летия примадонны я задумала дать во Владикавказе концерт в её честь. Тогда Образцова не смогла приехать, потому что плохо себя чувствовала. Этот концерт обязательно состоится, потому что я обещала Елене Васильевне — он пройдёт в сентябре. И опять людей соберёт имя великой певицы.
АиФ-Петербург: — А я вот думаю о том, как много в жизни значит дружба. У вас ведь с Образцовой были очень тёплые отношения, более того — именно вы создали конкурс и… подарили его Елене Васильевне?— Это произошло в 1999 году, когда Образцовой исполнялось 60 лет. Нас, действительно, связывала тёплая и долголетняя человеческая и творческая дружба. Мне как концертмейстеру посчастливилось сыграть с ней большое количество концертов, и особенно много — в юбилейный год. Тогда и родилась идея сделать ей такой подарок — конкурс. Конечно, это была непростая история: организовать, подготовить документы и главное — найти средства. Всё удалось, люди откликнулись с радостью.
Елена Васильевна ничего не знала, и когда я ей рассказала, она, конечно, обрадовалась, но потом замахала руками: «Ну что ты, зачем?!" Я ответила, что считаю его очень нужным для молодых вокалистов, которым, кстати, Образцова всегда уделяла больше внимание. Елена Васильевна согласилась, но попросила сделать конкурс не «имени Образцовой» («Я же жива!»), а просто — конкурс Елены Образцовой. Таким он и останется. Ну, а мне она сказала: «Ты будешь в жюри всегда, потому что ты мне сделала самый главный подарок в жизни». Вот и работаю уже десятый год, откладывая в сторону все дела.
Елена Образцова, 2007 год Фото: www.russianlook.com
Новые стимулы
АиФ-Петербург: — В чём особенность личности Образцовой, если она до сих пор притягивает людей и даёт молодым импульсы для творчества? — Я сама преклонялась перед ней всегда, даже ещё когда была в юном возрасте и смотрела выступления по телевизору. Записывала название каждого романса, каждой программы — до сих пор храню эти записи! Меня поражал не только её голос, а — мощная личность, невероятный артистизм, умение мгновенно перевоплощаться. Помню все её выступления, потому что Образцова умела быть разной.
Так складывается жизнь артистов, что не всегда концерту предшествует длительная подготовка. Бывало, что мы встречались буквально за полчаса до выступления, а как-то успели отрепетировать не все тонадильи (песни для фортепиано и голоса) испанского композитора Гранадоса. Получился один из самых интересных и памятных для меня концертов, потому что была спонтанность, творческое и сценическое волнение. Образцова из всех ситуаций выходила победительницей!
Конечно, такая невероятная харизма дана не каждому, но, придумывая этот конкурс, я полагала, что он даст молодым возможность соприкоснуться с её творчеством, послушать записи, проанализировать и получить новые стимулы. Не нужно подражать, но — слушать, смотреть и брать.
АиФ-Петербург: — Для конкурса предоставлен Большой зал Филармонии, лучший в городе. На первый и второй туры вход для слушателей бесплатный. Сейчас всё идёт хорошо, но что ждёт конкурс в будущем? — Сама Елена Васильевна была этим озабочена. Во время болезни она часто посылала мне эсэмэски, иногда это мог быть очень смешной анекдот, иногда — просто улыбающаяся рожица. И вдруг, незадолго до её ухода, я прочла потрясшие меня слова: «Не бросай конкурс. Я хочу, чтобы он жил и продолжался и чтобы моё имя не забыли». Она волновалась о судьбе и своего Культурного центра в Петербурге, и Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства. Мы должны продолжать её дело, чтобы появлялись новые имена, которыми будет гордиться Россия. Но и со стороны государства нужны большее внимание и поддержка.
И тут необходимо учиться у Елены Васильевны, ведь одна из её сильных сторон — умение выкладываться без остатка, растворяться в том, что делает. Ну, а я как музыкант скажу: «Прекраснее человеческого голоса нет ничего на свете, и ему надо служить так, как служила Образцова».
www.spb.aif.ru
Комментарии
Олег Белоцерковский, 13 августа 2015:
Пора и скрипачам вокальные конкурсы проводить