Хелена Тульве: «Мы много слышим, но слушаем ли?»

Добавлено 03 января 2018 волонтер

C 19 до 26 ноября в Санкт-Петербурге прошел Международный семинар для молодых композиторов. Масштабный форум проводился Молодежным отделением Союза композиторов России (МолОтом) при поддержке Российского музыкального союза на базе Мастерской Аникушина, Российского института истории искусств, Музея Академии художеств им. И. Е. Репина. В качестве профессоров на семинар были приглашены известные композиторы Александр Кнайфель (Россия) и Хелена Тульве (Эстония).

Кураторами семинара выступили председатель МолОта Ярослав Судзиловский, директор МолОт-ансамбля Артур Зобнин и дирижер камерного хора «Festino» Александра Макарова. В неделе семинарских занятий приняли участие композиторы из 10 стран мира, а также вольнослушатели из различных музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга. В распоряжении семинаристов помимо лекций и индивидуальных занятий с профессорами оказались два коллектива — Петербургский МолОт-ансамбль и камерный хор «Festino», для которых в процессе занятий с профессорами семинаристы создавали новые сочинения, прозвучавшие в концерте-закрытии семинара. МолОт-ансамбль и «Festino» в концерте-открытии семинара исполнили также сочинения профессоров.

По итогам Международного семинара публикуем интервью с профессором Хеленой Тульве, кавалером ордена Искусств и Литературы Франции, ордена Белой звезды Эстонии, ордена Культурных заслуг Монако, лауреатом премии Лепо Сумеры.

— Хелена, вы впервые в Санкт-Петербурге? Какое впечатление у вас от города и его культуры?

— В Петербурге я бывала прежде, но надо сказать, все прошлые встречи с городом были либо очень короткими, либо очень давними. Открытая акватория Невы, большое количество водоемов, длинные проспекты, широкие виды, четкие элегантные линии — здесь все кажется довольно большим, везде ощущается многослойность истории. Люди, которых я встретила, — очень теплые, активные, и в целом чувствуется, что в городе культура повсюду — и старая, и новая.

—Исполнительская база семинара — два молодежных коллектива, камерный хор «Festino» и МолОт-ансамбль. Как вы оцениваете молодых российских исполнителей?

— У меня сложилось впечатление, что это преданные делу музыканты, способные с большим мастерством исполнять современную музыку, как инструментальную, так и вокальную. Я восхищаюсь музыкальными качествами хора и дирижера и их индивидуальным вокальным тембром, а также уверенностью интерпретации МолОт-ансамбля — их игра, с одной стороны, очень виртуозная, а с другой — музыкально точная.

— Участники семинара представляют 10 стран. Что вы думаете об их профессиональном уровне, индивидуальности? Можно ли говорить о новой ступени развития различных национальных школ композиции?

— Все участники были высокого уровня, но все совершенно разные. Я не уверена, что причина кроется только в национальных школах. В современном глобальном мире молодому музыканту доступно много информации и он может найти способ музыкального выражения, близкий к своим предпочтениям и индивидуальности. Конечно, в музыкальной выразительности всегда есть и национальные черты.

— Композиция — это та специальность, которой труднее всего научить. На уроках вы много говорите со студентами о философии и значении музыки для человека. И не меньше — о композиторской технологии. Как найти баланс между техникой и смыслом в преподавании композиции?

— Думаю, технические навыки важны, поскольку дают композитору инструменты для выражения своих внутренних ощущений. Но не они находятся в центре музыкального процесса. Когда пишешь музыку, важно думать не о том, ослепит ли она слушателя техническим блеском, а о том, будет ли воздействовать своей энергией, своей силой, найдет ли отклик в людях. Важно каждый день спрашивать себя, почему я сочиняю, как я отношусь к миру, людям, природе, другим важным вещам. Именно это и наполняет музыку весомым содержанием.

— Карьера композитора в Эстонии так же сложна, как и в России?

— Не знаю, как это — быть композитором в России, поэтому сравнивать не могу. Думаю, ни в одной стране мира это не назовешь легким занятием. Повсеместная любовь к зрелищности, власть денег и преувеличенная значимость успеха отодвигают на задний план культуру и даже образование. В этих условиях жизнь художника — это борьба за то, чтобы остаться верным себе. Полагаю, художнику никогда не было легко. Каждую беду и препятствие можно воспринимать как опыт в процессе становления и совершенствования композитора и человека.

— Ваш исполнительский опыт связан со старинной, ренессансной музыкой. Что еще оказало на вас влияние?

— На самом деле у меня очень небольшой исполнительский опыт, я училась играть на фортепиано, пела в хоре, позже импровизировала на объектах — бокалах, чашах, камнях, колокольчиках… (в общем, на всем том, что может производить звуки, которые мы, как правило, не признаем «музыкальными»). Конечно, полезно понимать возможности инструментов и мышление исполнителей. Но основное влияние на меня оказывает все же слушательский опыт. Вслушивание в звуки природы, в традиционную музыку разных культур мира, в шумы и тишину. Размышления о качестве звучащего, об энергии, выразительности появляются именно в моменты интенсивного вслушивания. Мы много слышим, но слушаем ли?

— Что бы вы пожелали молодым композиторам?

— Для начала, быть настойчивым на пути к себе, к внутреннему «я», найти свой, личный взгляд на мир, искать то, что заставляет сопереживать. При этом внимательно смотреть на мир, не закрывать глаза и на то, чего мы не хотели бы видеть и слышать. Резонировать с окружающим миром, но также видеть и те вещи, которые кажутся выпадающими из общего мироздания. Такое обилие взглядов создает напряжение творческого ума, а это условие рождения не только музыканта или художника, но и вообще человека творческого.

Беседовал Артур ЗОБНИН

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору