Холодно и сурово: В Москве открылся Второй Международный музыкальный фестиваль балтийской музыки «Зеркало в зеркале»

Добавлено 28 сентября 2016 muzkarta

Музей Скрябина, Международный музыкальный фестиваль «Зеркало в зеркале», Дмитрий Илларионов (гитара), Большой зал Московской консерватории

Первый фестиваль «Зеркало в зеркале» прошел год назад и был посвящен восьмидесятилетию классика эстонской музыки Арво Пярта — его пьеса «Spiegel im Spiegel» в русском переводе и дала название форуму. В этот раз организаторы решили представить слушателям не только произведения Пярта, но и с пьесы его молодых соотечественников — Галины Григорьевой (она стала специальным гостем мероприятия), Пеэтера Вяхи, Ренэ Ээспере, Урмаса Сисаска. К ним присоединились и русские композиторы: Александр Кнайфель, Антон Танонов, Павел Карманов, Андрей Зеленский, Алексей Айги, Любовь Терская (добавим к ним итальянца Джованни Соллима, который не только сочиняет музыку, но выступает как виолончелист). Исполнять их музыку вызвались крупные музыканты и не менее крупные коллективы (ансамбли «Эйдос», «Hortus Musicus», камерный оркестр Glasperlenspiel Sinfonietta и другие). Эстонская, равно как и музыка балтийского региона для нашей публики по-прежнему остается «в новинку», хотя ее корни уходят вглубь веков. В программы фестиваля вошли самые разные произведения, представляющие панораму этой самобытной музыкальной культуры.

Первый концерт фестиваля «Музыка третьего тысячелетия» прошел в Малом зале Московской консерватории. На сцене выступал легендарный эстонский ансамбль «Hortus Musicus» под управлением его основателя Андреса Мустонена. В репертуаре коллектива, который ведет свою историю аж с 1972 года — преимущественно западноевропейская музыка IX–XVII веков. Исполнители играют на старинных инструментах (раушпфайф, шалмей, виолоне и др.) в исторических костюмах. Помимо этого ансамбль включает в свою программу сочинения прошлого и нынешнего веков, хотя назвать это современной музыкой в смысле стилистики довольно трудно. На концерте в консерватории звучали произведения ныне живущих композиторов, написанные в духе Средневековой музыки на библейский текст — собственно, сам Андрес Мустонен назвал это не концертом, а неким литургическим действием. В пьесе Галины Григорьевой «На исход» преобладало ощущение бесконечности: медленное развертывание музыкального материала хорального склада, ровное, почти монотонное quasi-псалмодирование певцов мгновенно вызвало ассоциации с музыкой не третьего, а скорее, первого тысячелетия.

Суровое и строгое звучание отличало и сочинение «In memoriam» Пеэтера Вяхи — оно было усилено за счет тревожных пассажей скрипки и рокочущих возгласов контрабаса и виолоне. В золотой середине концерта — Арво Пярт, написавший немало сочинений для ансамбля «Hortus Musicus», но сейчас они исполнили только два его опуса. Первый из них называется «An den Wassern zu Babel» («На реках вавилонских», псалом 136) и представляет собой выразительный, скорбно-сдержанный диалог инструментов и трех вокализирующих мужских соло. Другой — «Sarah was ninety years old» («Саре было девяносто лет») стал кульминацией программы. Тревожное остинато литавр, напоминающее ритм шага и одновременно биения сердца переросло в чувственный вокальный дуэт и вылилось в экспрессивную кульминацию с появлением приглашенной певицы Марии Саитбаталовой, которая, очевидно, предстала в образе Сары.

Контрастно этому прозвучали две пьесы Александра Кнайфеля — «Утешителю» и «Царю Небесный». И не случайно Мустотен назвал их неземными: ясные гармонии, протянутые звуки органа и нежное звучание инструментов создавали сакральную, возвышенную атмосферу. Более подвижная пьеса «Curriculum annorum» Ренэ Ээспере была выдержана в лирическом ключе и пронизана тонкими полифоническими сплетениями голосов, а сама музыка словно олицетворяла красочные пейзажи Эстонии. Мастерство и профессионализм ансамбля «Hortus Musicus» особенно проявились в произведении Stabat Mater Тыниса Каумана (кстати, баритона и исполнителя на ударных в этом коллективе): инструменты органично «подхватывали» друг друга, сливаясь с голосами в единое целое, пронизанное характерными балтийскими ритмами. Финалом концерта стала «Helesa» известного грузинского композитора Гии Канчели: выразительные quasiромантические мотивы у скрипки превратились в конце в тихое пиццикато, выразительно звучавшее после просветленной Аллилуйи.

Фестиваль продолжится до 10 октября. Эстонская пианистка Татьяна Смелова исполнит фортепианные пьесы Урмаса Сисаска и Сезара Франка (29 сентября). 1 октября состоятся целых два события: в Большом зале консерватории прозвучат российские премьеры Галины Григорьевой и Пеэтера Вяхи, а в кафедральном соборе Петра и Павла — Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem Арво Пярта. Вечер вокальной и камерной музыки будет посвящен эстонским композиторам, а также Павлу Карманову (5 октября в музее Скрябина). Завершит этот музыкальный марафон авторский вечер композитора и гитариста Дмитрия Илларионова в Доме Музыки (10 октября).

Надежда Травина
www.ng.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору