На сцене МАМТ завершается необычный для театра хореографический эксперимент — спектакль «РАСЁМОН. Вариации» по рассказу Рюноскэ Акутагавы.
18 февраля в 19:00 на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоится последний в сезоне показ хореографического спектакля «Расёмон. Вариации» режиссера Ирины Лычагиной.
К предстоящему четвертому показу постановка перестала быть просто экспериментом, сложилась, обрела стабильность. Эмоциональный накал перешел в ровный пламень — глубокое энергетическое действо.
Нестандартный замысел, творческие поиски — историческое кредо Музыкального театра. В 2006 году для таких авторских постановок спектаклем Ирины Лычагиной «Москва. Черемушки», номинированным на Золотую Маску, была открыта Малая сцена МАМТ. Сегодня на этой сцене воплощена одна из самых необычных работ режиссера — «Расёмон. Вариации». В основе спектакля — рассказ классика новой японской литературы Рюноскэ Акутагавы «В чаще» и снятый на его основе шедевр Акиры Куросавы «Расёмон». История убитого самурая, опороченной девушки и разбойника стала одним из известнейших сюжетов в мировой культуре.
Акутагава мастерски использовал гениальный прием: рассмотреть произошедшее событие, тайну, с разных точек зрения. Отраженное в сознании нескольких людей, событие преломляется, изменяется, искажается, уходит все дальше от изначально известных фактов. Вариации сюжета становятся основой драматургической ткани спектакля.
Четыре интерпретации сюжетной линии, воплощая разные версии происшествия, отличаются друг от друга и подачей, и стилем. Чтобы добиться максимального эффекта, спектакль без перегрузки и напора взаимодействует с публикой всеми средствами — музыка, свет, интерактивные экранные проекции, общая энергетическая настройка актеров и музыкантов, предельно тонкая на физическо-эмоциональном уровне хореография. Команда создателей постановки подхватила провокационный, прямой и жесткий стиль японских авторов и воплотила его в форме «сюжетного балета». Формат психологического танцевального детектива создает на сцене зрелище, агрессивное и одновременно притягательное.
Музыка к спектаклю, современная, но не теряющая связи с традицией, написана композитором Григорием Варламовым и исполняется камерным составом оркестра МАМТ под руководством дирижёра Ивана Великанова. Декорации, костюмы и видеопроекции разработаны художником-постановщиком Анной Ефремовой.
Солисты балетной труппы — заслуженная артистка России Анастасия Першенкова, Алексей Любимов, Юлия Горюнова, Станислав Бухараев и Роман Маленко. Пять артистов балета держат на себе действие, ни на секунду не снижая накала. По словам режиссера Ирины Лычагиной, работа актеров при постановке — глобальный, самоотверженный труд настоящих творцов. Пространство зала практически стирает дистанцию между сценой и зрителем, а это огромный стресс и ответственность для артистов. Результат — сочетание классической танцевальной лексики с новой современной актерской и режиссерской задачей.
Искушенность зрителя в художественно-музыкальных вариациях не имеет для восприятия «Расёмона» никакого значения. Важно только, открыт ли он к новым формам в вечных вопросах человечества: что есть правда, что есть вымысел, в чем состоит истинная ценность жизни.
Ирина Лычагина работает в МАМТ пятнадцать лет. На её профессиональном счету более шестидесяти режиссерско-хореографических работ. Одной из самых ярких из её недавних постановок стала нашумевшая опера «Орфей и Эвридика», получившая высочайшие оценки зрителей и критиков. Спектакль «Расёмон. Вариации», претендует на то, чтобы стать наиболее интригующим и впечатляющим экспериментом режиссера.
Ирина Лычагина:
«Самое главное для меня то, что правда у каждого своя. А в поисках истины ты можешь нанести больше вреда, чем принести пользы. Так что не всегда надо искать правду. А если ищешь, будь готов к тому, что она тебе не понравится. В наше время, в нашей стране это более, чем актуально. Люди не слышат того, что им говорят: слышат то, что хотят услышать. Сложно расстаются со своими представлениями, не принимают другие точки зрения. Достигнуть согласия не представляется возможным. И всегда находятся правдорубы, которые в поисках истины не могут остановиться».